Второй объект предусматривает при изучении наличие
криминалистических знаний.
Вместе с тем на протяжении уже нескольких десятилетий предпринимаются весьма удачные попытки использования
криминалистических знаний и рекомендаций, разработанных криминалистикой методов и средств в деятельности, осуществляемой участниками уголовного преследования в судебных стадиях.
Вместе с тем нам представляется, что этот компонент является необходимым, поскольку без приобретения
криминалистических знаний, умений и навыков по их использованию, криминалистическое обеспечение раскрытия и расследования преступлений не представляется возможным.
Таким образом, криминалистическое обеспечение следует представить как систему современных научных
криминалистических знаний и сформированную на их основе систему знаний, навыков и умений сотрудников правоохранительных органов по использованию научных криминалистических рекомендации, применению криминалистических средств, методов и технологии их использования в целях предотвращения, выявления, раскрытия и расследования преступлений.
Вне правовой сферы
криминалистические знания становятся бесполезными и ненужными.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: гиперсомния — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
И. Коновалов пишет: «История криминалистики как области научного знания в полной мере подтверждает действие основных закономерностей развития науки в целом: накопление эмпирических данных, их познание, первоначальное теоретическое обобщение практического опыта, появление различных научных теорий, интерпретирующих фактические данные; становление криминалистики как науки, определение системы
криминалистических знаний и, не всегда равномерное, развитие всех её составляющих элементов».
Разнообразие уже решённых и вновь возникающих научных проблем и порождает, прежде всего, множественность оснований для систематизации
криминалистических знаний, составляющих содержание науки.
К сожалению, позже это направление
криминалистического знания не получило необходимого развития, и в результате некоторые актуальные проблемы, связанные со специфическими отношениями в преступной среде и их влиянием на криминальную деятельность, до сих пор остаются малоизученными.
Анализ приведённых и других литературных источников, посвящённых исследованию общей сущности криминалистики, позволяет отметить, что до середины 60-х гг. XX в. в них, как правило, отмечались лишь две составляющие содержания
криминалистического знания – задачи науки (для предупреждения, раскрытия и расследования преступлений) и элементы объекта науки (обнаружение, собирание, фиксация и исследование судебных доказательств).
Сколько преступлений, оставшихся нераскрытыми в донаучную эпоху формирования
криминалистических знаний, удалось бы раскрыть сегодня, если бы «следователи» прошлого, к примеру, знали о возможностях дактилоскопии.
Говоря о путях выявления новых криминалистических проблем, следует вспомнить и об источникахформирования
криминалистических знаний, круг которых и сегодня постоянно пополняется благодаря применению известных решений научных проблем, найденных в других отраслях знания (но ещё не апробированных криминалистикой), для объяснения новых явлений или фактов, возникающихв практике борьбы с преступностью.
Тем не менее, отдельные отрывочные сведения из этих областей
криминалистического знания можно найти в древних источниках права и трудах, главным образом, учёных – процессуалистов ХIХ века.
Хорошо известно, что
криминалистические знания широко используются не только правоохранителями, но и преступниками для «более эффективного» совершения и сокрытия преступлений.
Здесь систематизация материала имеет, как уже было сказано, иные цели, а именно – обучить, довести эти, приведённые в систему, «плоды» научных изысканий до «обучающегося», для которого важно на доступном для восприятия уровне изучить, чтобы, в конечном счёте, освоить базовую совокупность
криминалистических знаний в единой системе.
Предлагаемые в них системы учебного курса во многом отражают предпочтения авторского коллектива, и оказываются малопригодными для того, чтобы на их основе начинать осваивать
криминалистические знания во всём их многообразии, обусловленном закономерным историческим развитием науки.
Однако, несмотря на «издержки» формирования новых криминалистических идей и освоения нового
криминалистического знания, которые нередко оказывались «хорошо забытым старым», история всегда оставляла криминалистам и вполне надёжный резерв для научного поиска, в том числе поиска новых актуальных научных проблем и путей их решения.
Такое стало возможным не только в связи с начавшей интеграцией
криминалистических знаний, прежде всего с такими науками как уголовный процесс, криминология, судебная психология, но и в связи с интенсивным развитием теоретической базы криминалистики, с разработкой и созданием частных криминалистических теорий.
Таким образом, ценность
криминалистических знаний определяется, в конечном счёте, не столько их научной состоятельностью, хотя это, несомненно, важнейший критерий их оценки, сколько умением максимально эффективно эти знания применить для решения конкретных задач правосудия.
Сделать правильный выбор, то есть принять оптимальное решение, это и есть путь реализации
криминалистических знаний.
Так вот, такая логичная, объективная (да, именно объективная) связь – одна из основ
криминалистических знаний.
При их изучении необходимы специальные
криминалистические знания, а также знания в области химии, физики, биологии, психологии и других наук.
Используя
криминалистические знания и навыки, следователь получает информацию о совершённом преступлении, восстанавливает действия его участников и даёт им правовую оценку.
Для этапа формирования первых теоретических концепций криминалистики, первых её частных теорий характерными были ситуации первой разновидности, когда простого обобщения эмпирического опыта, которое преобладало в системе
криминалистического знания на этапе эмпирического развития науки, оказывалось явно недостаточно, и требовались исследования на теоретическом уровне.