В истории развития человеческой цивилизации в идейно-организационном отношении человеческие сообщества из самых добрых побуждений о совместном (то есть общественном) благополучии отличились как добрыми, так и не очень добрыми общественными традициями: то под руководством (якобы всезнающих) жрецов коллективно погружались в фанатичную религиозность и на её основе – в бесчеловечное мракобесие (от приношения отступных взяток якобы всемогущим божествам в виде обязательно
кровавых человеческих жертв, до преследования недостаточно благонадёжных единоверцев беспощадной «святой» инквизицией); то (на основе расширения точных знаний об окружающем мире) становились атеистически безбожными сторонниками точных наук; а в наше демократичное время стали абсолютно свободными от религиозных предрассудков, во многих областях знаний просвещёнными, но по идейным предпочтениям – ещё разъединёнными на два основных социально-хозяйственных сообщества: традиционного частного капиталистического, основанного на частном начальном капитале малочисленных, но состоятельных предпринимателей-собственников, и труде многочисленных, но неимущих и малоимущих наёмных работников; а также сравнительно новых социалистических трудовых сообществ, с общественной (или национализированной) формой собственности на землю и основные средства производства, которые в частных стяжательских руках традиционно оказывались ранее и оказываются сегодня основным организационным инструментом эксплуатации человека человеком.