Основной чертой российского интеллектуального процесса было и остаётся противостояние двух типов мышления, воплощённых в двух
культурных моделях, а именно прогрессистской и метафизической.
Та эпоха была богата переменами и выдающимися личностями, но она не перестроила основы
культурной модели.
В стихах конца 60-х – начала 70-х романтические и модернистские
культурные модели литературного изгнания постепенно заменяют советскую романтику путешествий.
Таким образом, намеренно архаичный литературный стиль, сложившийся в XVIII веке, был продуктом европейских литературных влияний, а не результатом эволюции традиционных русских
культурных моделей.
Прослеживая предысторию и историю развития человеческого разума, мы можем представить себе процесс эволюции, в ходе которого простые и естественные начала в наши дни превратились в комплекс сложных и разнообразных
культурных моделей.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: ёфикация — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Разумеется, совершенно ясно, что язык играет уникальную роль в общей системе
культурных моделей уже по той причине, что он явно функционирует взаимодействуя с большинством – если не со всеми – тех из них, которые составляют культурное поведение.
Он изучал общение как вид деятельности, что позволило ему в дальнейшем развивать свою коммуникативную теорию «
культурных моделей взаимодействия» (cultural patterns of interaction) [Ibid.].
Такая политика лишь углубляла кризис русского самосознания, создавала образ русской культуры как вторичной, якобы ретранслирующей европейские
культурные модели, что в полиэтничном государстве не могло не иметь негативных последствий.
Суть заключается не в том, что лингвистические модели неизбежно ограничивают чувственные восприятия и мышление, но в том, что они вместе с другими
культурными моделями направляют ощущение и размышление по определённым привычным каналам.
Эскимос, который использует в речи несколько вариантов описания снежного покрова (и в языке которого нет общего термина, соответствующего нашему понятию «снег»), реагирует на целый комплекс
культурных моделей, который требует, чтобы он делал эти различия, жизненно необходимые для физического благополучия его самого и его группы.
В этом, собственно, нет ничего удивительного – значимо то, что во многих случаях национализм выступает в роли заимствуемой
культурной модели: подобно тому, как в современном мире для государства, чтобы быть принятым в число других, необходимо (за малочисленными исключениями) декларировать, что оно является демократическим и обладает соответствующими атрибутами – например, представительными органами власти, независимо от того, в какой степени их декларируемые полномочия и функции совпадают с реальными, так к началу XX в. быть «современными» значило говорить на языке национализма – польского, индийского или египетского.
Она считает: «Выявив эти критерии, можно исследовать, каким образом (за счёт каких психологических свойств и благодаря каким
культурным моделям поведения) человек может сохранять своё душевное здоровье в условиях разных культур, в том числе в современной культуре» (там же, с. 54).
Работы, в которых древнерусские тексты использовались в качестве примеров некоторых «корневых» моделей, предопределивших дальнейшее формирование специфических черт новой русской культуры (например, о дуальных
культурных моделях).
Второе – внешняя ответственность в социальном пространстве, то, как я влияю через свою прибыль на трансформацию
культурных моделей жизни людей и как разворачиваю масштаб продвижения новых культурных кодов.
Понятие
культурной модели не отменяет понятия идеи, концепции, теории, но объединяет их и расширяет.
Если говорить коротко, суть моих доводов состоит в том, что в этих отношениях раскрывается одна из главных особенностей российско-советской модерности или, если хотите, сформировавшие её специфические
культурные модели.
Лишь её радикальный слом способствовал воплощению в жизнь оказавшегося на предшествующей стадии за пределами
культурной модели творческого потенциала.
Отталкиваясь от
культурных моделей работы с прошлым, задающих векторы российской политики памяти, я проанализирую, как на разных этапах решалась задача переосмысления «мифа основания» советского государства.
Такие
культурные модели социального вовлечения отличаются от установленных законом инициатив по расовой интеграции, которые искоренили сегрегационные праздники и прочие символические действа в 1950—1960-х годах (см.: Gates 1994).
Так что исключительность успешности протестантской
культурной модели следует поставить под сомнение.
Итак, важно отметить, что глобализация культуры часто понимается и воспринимается не как организация единства многообразия, обеспечиваемого взаимодействием разных культурных традиций, образцов и ценностей, а как унификация
культурных моделей по американскому образцу.
Одна из основных функций рок-действа – попытка восстановления целостного сознания современного человека: не находя в окружающей раздробленной действительности какого бы то ни было прочного устойчивого основания для цельного мировоззрения, в роке он обнаруживает, по крайней мере, обращение к «устойчивым
культурным моделям – мифу, традиционной культуре» [3, с. 18].
Тем не менее оно объясняется только обилием известных нам ближневосточных культур, разделявших целый ряд общих
культурных моделей, таких, как миф о битве богов с силами хаоса, зачастую отождествляющимися с водной стихией, или те или иные формы царского культа.
Но под воздействием более сильной
культурной модели она может раствориться в ней или вообще исчезнуть.
Это означает, что в
культурной модели время от времени совершается радикальная смена ценностных ориентаций.
Вот этой востребованности неизвестных художников, а, главное, их осуществленности в сфере искусства просто бы не произошло, если бы не эта переломная в функционировании
культурной модели ситуация.
Прежде всего, переходность есть признак
культурной модели, оказавшейся в ситуации истощения.
Аналитическая работа с типологическими
культурными моделями и является преобладающим (но не единственным) исследовательским приёмом культурологии.
Что же касается личной автономии как воплощения индивидуальной свободы в определённой ситуации, то она, согласно данной концепции, может быть достигнута только тогда, когда социальные институты, ассоциируемые с различными сферами общества, каковыми являются его функциональные подсистемы: экономика, политика, интеграция, адаптация, сохранение институционализированных
культурных моделей, дифференцируются друг от друга.
Разработка
культурных моделей политики сегодня происходит несколько иначе, чем это было в XIX в.
Таким образом, попытки властвующей элиты представить революцию как трагедию, отвечавшие
культурной модели проработки «трудного» прошлого, наталкивались на стремление «народно-патриотической» оппозиции превратить её в одну из несущих опор национальной идентичности.
Отклонения от нормативного хода истории и реализация иной
культурной модели рассматриваются как заведомо малоэффективные, чреватые прекращением социального развития и срывом техногенеза.
Такая традиция задавала индивиду целостную
культурную модель, всеобъемлющий образ, который, как и всё ему подобные, помогал как-то упорядочивать жизнь, придавать смысл хаотичной и запутанной действительности, выстраивать свою линию поведения.
В обоих случаях сохраняется дуальность топографических
культурных моделей, что можно объяснить «гибридным характером советской модерности» [Липовецкий 2008: xvii], который делает возможным как радикальный прогресс, так и движение назад, в архаику.
Первая часть книги посвящена в основном нашим искажённым
культурным моделям, касающимся переживания горя и боли, но в этой главе мы поговорим о личном: важно понять, какое раздражение может вызывать у нас чужая реакция на наше горе.
Наблюдаемое историческое и межкультурное движение социокультурных концептов успеха отражается на ментальных и исторических спецификациях социальных практик, определяющих особенности
культурных моделей.
Из чего вытекает положение, что диктующая культура развивает у человека специфический набор базовых навыков ориентации в окружающем мире, без которых невозможно его существование в более сложных
культурных моделях, например, в модели диалога культур.
Если иерархическая
культурная модель не релевантна, любая гуманитарная наука (и социология литературы в том числе) должна исчезнуть, поскольку низовое массовое сознание, по сути утверждаемое релятивистами как мерило уместности культурных форм, в ней нимало не нуждается.
Но когда он попадал к конкретному игорному столу, где столбиками лежали деньги, и столбиками стояла тишина, и можно было рискнуть и вдруг выиграть, и вдруг – проиграть, то, я думаю, он поддавался гипнотизму, что это выпадает в модель, и в модель давно выношенную, историческую, традиционную и даже, можно сказать,
культурную модель человечества – она, конечно, не могла не гипнотизировать.
Поколенческие ценности являются следствием экономической, политической и
культурной моделей общества.
Обе потребности связаны и с потребностями материнской сферы, и с
культурными моделями материнства и детства.
Таким образом, нижеследующий анализ освещает структурные тенденции и изменение
культурных моделей, а не детальное исследование конкретных случаев.
Он «признал» этническое и половое равенство людей, «множественность» возможных
культурных моделей социальных институтов, в том числе и брака.
Отношение к человеку в обществе, его социальный престиж во многом определяются тем, в какой мере его тело позволяет наиболее полно реализовать ту
культурную модель телесности, которая принята данным обществом.
Главное как раз заключалось в другом – в выработке
культурной модели, «запускающей» процессы виртуализации психики на основе массированного применения обеспечиваемого электроаппаратурой сенсорного шока, мультимедийности и возрождённого трайбализма.
Вполне может быть, что некоторые
культурные модели поощряют задавать тон в обществе либо завистливых, либо менее завистливых; но это всё равно не объясняет, за счёт чего в конкретной культуре первоначально возникает та или иная тенденция.