В настоящей книге подчёркивается новая роль публики, возникшая вместе с
культурным производством модернизма.
Изучение этих сетей – ценный способ постижения любых парадигматических сдвигов в эстетическом, научном или
культурном производстве.
Эти сложные системы, выступающие предметом настоящей книги, рассказывают нам о механизмах
культурного производства.
Существует множество причин дисбаланса между
культурным производством и экономическим развитием, и их подробный анализ выходит за рамки данной статьи.
Сфера
культурного производства, как и сфера материального производства, также должна иметь качественно соответствующее движение производительных сил и производственных отношений.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: копытка — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Однако также надо было создать материальный корпус произведений, которые приобрели бы ценность как на литературном рынке, так и в поле
культурного производства.
Тем не менее и в эпоху тотально-соцреалистического
культурного производства вышло несколько весьма интересных картин о космосе.
Однако в контексте
культурного производства они находились в тени своих патронов.
И если в первый раз мы сосредоточились на культуре и бытовых практиках заводских рабочих, то во второй раз со студентами мы изучали мужские и женские повседневные практики, практики общественного питания и
культурного производства/потребления.
Например, как сформулировать такие простые элементы, как культурная производительность или процессы
культурного производства, и, в частности, как понять коннотации предметов культурного труда, а также то, что объединяет и отличает труд культурного производства от труда материального производства.
После того как соцреализм перестал существовать как единый канон
культурного производства (то есть после 1956 года), эта инстанция начала постепенно «разжимать хватку», и в советской кинопромышленности выделились две полярные области: массово-коммерческое и авторское кино.
Социалистическая культурная экономика должна взять за основу противоречивое движение культурных производительных сил и культурных производственных отношений, и через конкретный анализ ряда основных категорий, таких как культурные ресурсы, культурный спрос и предложение, культурные инвестиции, культурный рынок, культурные товары, цены на культурные товары, культурное потребление, план культурного развития, культурная производительность труда, культурная оплата труда, культурная экономическая эффективность и экономический учёт, культурная система управления экономикой и т. д., она должна быть в состоянии анализировать
культурное производство и духовное производство так же, как и сферу материального производства.
Так, например, значимые фигуры
культурного производства, определяющие самый широкий интеллектуальный ландшафт, избавлены от необходимости конкурировать в пространстве университета, но само пространство конкуренции в данном случае бесконечно расширяется.
Быстрое распространение
культурного производства и потребления, таких как радио, телевидение, кино, книги и журналы, привело к стремительному развитию производства спутников связи, вещательного оборудования, телевизоров, видеокассет, магнитофонов, фотоаппаратов, бумаги, полиграфии и так далее, что привело к заметному увеличению доли сектора материального производства, связанного с культурным производством, в общей структуре промышленности и тем самым способствовало всё большей оптимизации и интенсификации технологической структуры производства в рамках материальной промышленности.
Для того чтобы культурный труд, являющийся созданием духовных продуктов, был материализован, он объективно требует материальных материалов, пригодных для этого культурного труда; иными словами, непрерывный прогресс
культурного производства неизбежно ведёт к большим изменениям в структуре материальной промышленности.
Очевидно, что чем выше уровень рыночной экономики и технологий, тем выше эффективность
культурного производства и обмена, качество культурных услуг, богаче и совершеннее внутренняя структура культурного производства и услуг; и наоборот, чем ниже уровень рыночной экономики и технологий, тем ниже эффективность культурного производства и обмена, ниже качество культурных услуг, однообразнее и хуже внутренняя структура культурного производства и услуг.
Этот закон дисбаланса показывает, что культура и экономика (материальное производство) – две социальные системы, каждая из которых имеет свою внутреннюю мотивацию и независимость развития, и именно эта относительная независимость приводит к существованию определённого дисбаланса между
культурным производством и экономическим развитием.
Можно с полным правом утверждать, что это нетипичный пример советского
культурного производства: ведь автор романа был поляком и общественно-политическая действительность, с которой он взаимодействовал, заметно отличалась от советской.
Оттепель продолжалась относительно недолго, но с её окончанием новоявленные «отклонения» не исчезли, а переместились в подполье, где начала уже стремительно развиваться сложная система
культурного производства и распространения неподцензурного искусства.
Хотя на современном этапе предстоит активно развивать рыночную экономику, а подавляющее большинство культурной продукции является товаром, рыночная экономика, основанная на общественной собственности, отличается от частной тем, что первая объективно требует правильного учёта взаимосвязи социальных и экономических благ
культурного производства, а также активного использования денежной формы товара для развития социалистической культуры, придерживаясь принципа повышения социальных благ.
Чтобы предметно коснуться этих последних, предлагаю обратиться к
культурному производству, а именно кинематографу, и рассмотреть фильмы в свете их «мнемонического посредничества», то есть способности транслировать, рассказывать, трактовать и тем самым как намёками, так и напрямую затрагивать темы, формы и вопросы, представляющие собой составные элементы коллективной памяти о космической эре в сегодняшнем российском контексте.
Из приведённого прямоугольника видно, что, исходя из признания решающей роли подсистемы
культурного производства во всей культурной экономике, следует, что различные подсистемы культурного производства, культурного распространения, культурного обмена и культурного потребления являются сквозными и взаимодействуют друг с другом взаимоограничивающим и взаимовлияющим образом.
Это неизбежно приведёт к чрезмерно длинному фронту культурного строительства и накоплению нерационально расходуемых культурных продуктов, что негативно скажется на качестве
культурного производства и стабильном и согласованном развитии национальной экономики в целом.
Создание книг связано с эстетической концептуализацией; постижение идеи символизма требует приобщения к его сетям материального и
культурного производства; чтение книг равносильно наделению их ценностью.
Этот факт подтверждает множество исторических рассуждений на широкий спектр тем: о государственности, формах общинной организации, поведении и
культурном производстве.
Моя цель иная: я стремлюсь определить его роль в процессах современного
культурного производства и потребления.
Притязания
культурного производства на общественные пространства спровоцировали контрполитику битых витрин в массовых беспорядках в конце XX века.
Закрытие промышленных предприятий и развитие финансового и некоммерческого секторов экономики приводило к тому, что
культурное производство становилось всё в большей степени градообразующим.
Поскольку культура – это система производства символов, любая попытка привлечь покупательское внимание становится фактом
культурного производства.
Однако существенно, что
культурное производство превратилось в итоге в не что иное, как отрасль плановой экономики.
Но текстуализация и нарративизация являются областью
культурного производства.
Целесообразно ли относиться к
культурному производству как к малоэффективной форме экономической деятельности, и не приведёт ли такой подход к стагнации культуры?
Не изучена и институциональная сторона советского
культурного производства.
Это позволило заново оценить значение
культурного производства, обозначить его смыслы и наметить возможности интерпретации.
Фантазии – это неотъемлемая часть мужской жизни не только в сфере
культурного производства, но и в повседневной практике.
Это был явный вызов клише и процессу их
культурного производства.
Иначе говоря, дискурс о
культурном производстве сталинизма перестал быть органической составляющей этого производства, несколько нейтрализовался, приобретя черты историчности.
Вместе со своими аспирантами я начала проект изучения ресторанов как мест
культурного производства и потребления.
Действительно,
культурное производство оставалось в центре внимания всех социалистических государств: от самых первых усилий большевиков по созданию новых пролетарских форм театрального и визуального искусства и до национальных идеологий, которые, как это ни парадоксально, способствовали как укреплению легитимности социалистических режимов, так и, во многом, сопротивлению этим режимам.
При таком масштабе необходимо параллельное рассмотрение «различных арен
культурного производства», а также изучение их взаимодействия, должны быть восстановлены «переговоры об обмене» [Greenblatt 1995: 229] между жанрами и практиками.
Вслед за созданием национальных республик, в 1926 году последовало открытие идеологического фронта, целью которого стало утверждение идеологической грамотности в
культурном производстве и вытеснение джадидов, которых стали теперь называть «старыми интеллектуалами» (эски зиёлилар), с того видного места, что они занимали в культурном поле.
Тем не менее тамиздат – в той мере, в какой он представлял альтернативное поле
культурного производства, противостоящее советскому режиму в целом и литературной догме соцреализма в частности, – был не лишён собственной иерархии, идеологической повестки и даже цензуры.
Фактически, как мы увидим, до 1924 года советские институты культуры ещё не сформировались, и
культурное производство в значительной своей части осуществлялось за пределами советских институтов или параллельно их деятельности.
Однако в качестве обладателей институционализированной формы культурного капитала, который гарантирует им бюрократический тип карьеры и постоянный доход, они противопоставлены писателям и художникам: занимая в поле
культурного производства позицию, господствующую с точки зрения светской власти, профессора университета отличаются, в разной степени в зависимости от факультета, от тех, кто находится в менее институционализированных и более еретических областях этого поля (и особенно от писателей и художников, которых называют «независимыми» или free lance – в противоположность тем, кто принадлежит к университету).
В зёрнах этой пшеницы на один ген больше, чем в природной дикой пшеничке, осыпающейся тотчас при вызревании, а значит – совсем не пригодной для выращивания в целях
культурного производства продуктов питания.
Она говорила о ключевой роли политики в формировании национальной экономики в ситуации, «когда государству принадлежат основные средства накопления» [Karl 1997:189], но её наблюдение справедливо и для
культурного производства, и, если брать шире, для культурной политики.
О сугубой принадлежности фэнтези и других перечисленных жанров массовой культуре речь пойдёт ниже; прежде следует, как представляется, охарактеризовать само поле
культурного производства и потребления, в котором бытуют эти жанры, то есть определить понятие массовой культуры.
Без сомнения, эта оппозиция, которая может обретать различное в зависимости от поля содержание, является инвариантной для полей
культурного производства, парадигму которых предоставляет поле религии с его оппозицией ортодоксии и ереси.
Тот факт, что те же оппозиции, которые наблюдаются внутри поля власти между полем экономической власти и полем власти культурной, обнаруживаются также и внутри поля, ориентированного на
культурное производство и воспроизводство, несомненно объясняет, почему наблюдаемая оппозиция между двумя полюсами этого поля имеет настолько всеобъемлющий характер и затрагивает все стороны бытия, характеризуя два стиля жизни, глубоко различные не только по своим экономическим и культурным основаниям, но также и в области этики, религии и политики.
Национальный поворот в искусстве в середине XIX века повлиял на всю сферу
культурного производства.