Приходит в мир человек и переводит навсегда стрелки культуры, образа, стиля, становясь рубежом в истории
культурного сознания.
В этот период в
культурном сознании изменяется основополагающая познавательная установка, которая потом оформилась в философской идее познания как отражения реального мира в сознании человека.
Причём вопрос культурных различий ставится чётко, особенно в главе, посвящённой
культурному сознанию.
Но природой календарная тематика никогда не ограничивалась: русское
культурное сознание и школьная методика неразрывно связывали природное с народным.
Как разгадать этот поворот
культурного сознания?
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: суеверка — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Символы, как «инь» и «ян», олицетворяют дихотомию мироздания, привнося в
культурное сознание мыслеформы о балансе и гармонии.
Если иметь в виду
культурное сознание человека, то, как выше отмечалось, главным для архаического человека являлось убеждение, что все люди, животные, растения имеют душу.
Бахтин трактовал его как высказывания целостных суверенных форм
культурного сознания.
Их синтез, в свою очередь, порождает определённый тип исторического субъекта– носителя специфического
культурного сознания.
Тот или иной тип мифологизации присущ всякому без исключения типу
культурного сознания, даже самому что ни на есть рациональному.
Когда я писал свои первые книги, очень просто было предложить идею, которой для встраивания в
культурное сознание понадобятся десятки лет.
– Воссоздание, пусть даже и по имеющемуся образцу, функционального космического корабля, выработка научного и
культурного сознания принципиально нового уровня… на это должны были уйти целые тысячелетия!
Для современного
культурного сознания этимология слова «юмор» связана с гуморальной регуляцией – что, условно говоря, соответствует биологическому способу регуляции жизнедеятельности, с настроением – что соответствует социальному способу регуляции, и с юмором—знаком, что соответствует идеальному способу регуляции.
Этот феномен связан в свою очередь с тем, каким образом переходило европейское
культурное сознание к тому, что я называю культурно-религиозным этапом в развитии народов и нации.
Этот интерес к единству
культурного сознания должен быть признан как систематический интерес философии.
А последний есть самый драматический этап в истории развития
культурного сознания и наиболее динамичный и строгий в своём стремлении к утверждению идеи единого и единения и отрицания любого проявления множественности и многообразия.
Любая спорная мысль обретает вес, если она в той или иной форме уже была знакома
культурному сознанию современников.
Его многогранная духовная деятельность – становление нового
культурного сознания, новой русской культуры.
Ядром национальной самоидентификации являются традиционно выверенные архетипы
культурного сознания, фокусирующие в себе память русского народа.
Только в значительных художественных произведениях город и местность могут обрести собственный голос и, самое главное, проявить своё существование для общего
культурного сознания.
Этика находится в центре систематической философии как «самопонимания
культурного сознания» именно потому, что нити жизни всей реальной культуры сходятся в реальной нравственной жизни.
То есть мы видим, что русское
культурное сознание описано как явно холистическое, интуитивное – и противопоставленное механистическому, редукционистскому.
Провести содержательную границу между понятиями, определявшими
культурное сознание многих поколений, и понятиями, на которых покоилось историческое сознание, не кажется возможным: история – это часть культуры, и культура – это часть истории.
Евразийская (российская) ментальность включает неприязненное отношение к суетному активизму западного образца, преимущественную интровертность
культурного сознания, нехватку чувства меры и формы, которое вырабатывается веками интенсивной культурной работы, и др.
Реакцией
культурного сознания на этот финал становится возникновение постмодерна.
Само наличие такой вариативности представляется значимым, поскольку указывало на близость, а порой и совпадение в
культурном сознании понятий «европейского» и «западного».
Выявляется специфика взаимоотношений в развитии фаустовского
культурного сознания и типа героя в литературе, который проходит две стадии формирования – от художественного образа до культурно-литературного архетипа.
Предпочтение отдавалась легендам, отражающим разные стороны
культурного сознания, воспевающим красоту родного края, любви и искусства, утверждающим ценности человеческой жизни и здоровья, проявляющим благоговение пред святыми людьми и их деяниями.
Мы в своём исследовании сделаем акцент не на самоидентификации в первом смысле, в результате которого человек отстаивает и обретает свой статус в сообществе, а на идентификации по принципу
культурного сознания, под действием которого организуется сообщество.
Это напрямую связано с концепцией триад, крепко укоренившейся в
культурном сознании кельтов.
Современное состояние
культурного сознания входит в противоречие со сциентистским, рационально-знаниевым, технократическим характером традиционной модели образования.
Речь не идёт о некоей мине замедленного действия – если уж называть то, что было заложено в
культурное сознание народа на первых этапах большого пути миной, то деятелей искусства уместнее назвать бикфордовым шнуром (пожалуй, это будет точнее, чем имевшая хождение формулировка «приводной ремень»).
Издавна
культурное сознание сближало обе фигуры.
Хотя третья глава и даёт представление о русской культуре XIX века, в которой росло осознание негативных последствий от уничтожения лесов, цель книги в целом шире: поместить эту «экологическую» историю в контекст великого разнообразия повествовательных и визуальных образов,
культурного сознания вообще.
Это, прежде всего, «стереотипы» языкового и более широкого
культурного сознания (ср. типично русские концепты душа, тоска, судьба, задушевность, удаль, воля (вольная), поле (чистое), даль, авось).
Символизм оказал существенное влияние на возникновение заинтересованности в русском
культурном сознании тематикой смысла, символа, глубинных напластований культуры, её ценностей.
Ткань повествования насыщена аллюзиями и цитатами, опирающимися на «культурный контекст» и воссоздающими прихотливый рисунок игры
культурного сознания начала двадцатого века.
В
культурном сознании укоренилось представление о психической болезни как медицинском случае, требующем гуманного отношения.
Олимпийские боги служили частью древнегреческого пейзажа и древнегреческой жизни, неотъемлемым элементом
культурного сознания.
Так конец современной притчи указывает на собственный первоисточник: жанровоспецифическое выживание новозаветных притч в
культурном сознании современности.
Но он сказал, что «Горящая рукопись» – энциклопедия провинциального
культурного сознания.
На уровне фактического
культурного сознания эта двойственность обычно остаётся за рамками привычной рефлексии и осмысления.
Около 2000 лет в китайском
культурном сознании благородный муж выступал образцом для подражания, а также был целью самосовершенствования народа.
– Да. Мы поддерживаем идею о нашем существовании на краю
культурного сознания. Даже книжки заказываем, фильмы спонсируем.
Современные женские персонажи и теперь гораздо чаще, чем их мужские аналоги, предстают чёрно-белыми; в
культурном сознании находится меньше места для сложной героини, чем для сложного героя.
Ценность психологии состоит скорее в проблеме единства
культурного сознания, которую она одна должна решать в общем поле философии.
Внимание к эпистемологическим проблемам религии, т. е. проблемам оправданности, надёжности, рациональности и истинности религиозных верований обусловлено не только традицией философского изучения человеческого познания, но и некоторыми особенностями современного
культурного сознания.
При этом партийная и государственная власть в новых условиях терпимо относится к проявлениям нового
культурного сознания, допускает вариативность индивидуальных подходов к культурной практике, пытается негласно заручиться поддержкой неформальных лидеров наиболее влиятельных групп.