Создание классики должно было изменить ситуацию, внести структурирующее начало, дать опору для оценки новых
литературных явлений.
Именно такой журнал осуществлял соединение тех или иных общих эстетических представлений с новыми проблематичными
литературными явлениями.
Всем кафедрам литературы высших педагогических учебных заведений усилить борьбу за повышение идейно-политического уровня преподавания и исследовательской работы; чётко и последовательно применять ленинский принцип партийности, разоблачать элементы объективизма, аполитичности в трактовке
литературных явлений, придавать историко-литературным курсам и исследованиям большую идейную направленность и политическую остроту.
Более того, этот механизм всячески затушёвывался: «Субъект оценки
литературных явлений как классических или неклассических – это не отдельные группы ценителей искусства с их пристрастиями, а сменяющие друг друга поколения читающей публики».
Благодаря этому ходу появилась возможность переводить семантику
литературных явлений в конструкции социального действия и их элементы (нормы, ценности, роли, санкции и т. п.).
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: марса-рей — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Если не будет опоры на целостную историческую картину, невозможно будет понять сущность и смысл
литературных явлений и произведений прошлого.
Не возникает ли здесь опасность перешагнуть границы автономной сферы литературоведения и предоставит другой науке описывать на своём языке и в рамках своего специфического задания
литературные явления?
Это делало их любовную лирику не только значительным
литературным явлением эпохи, но и крупным фактом европейской культуры.
Чисто
литературные явления невозможно объяснить ходом гражданской истории.
Но над уровнем летописного повествования критики, чувствующие склонность к «индивидуализму», подняться не в силах; избегая рассматривать
литературные явления как продукты разных форм классового сознания, эти критики обречены, исповедовать культ героев искусства…
Итак, решивши вопрос: к какой литературе принадлежит известное
литературное явление, мы сделаем очень многое для характеристики этого явления и узнаем его самую существенную черту.
Таковы соображения, обязывающие нас, говоря о замечательных
литературных явлениях 1849 и 1850 годов, возобновить в; памяти наших читателей и несколько сочинений, помещённых в «Современнике»: это необходимо, как для полноты обзора, так и для того, чтобы отчасти показать ту долю, которую этот журнал принёс – говоря старинным выражением – в драгоценную сокровищницу русской литературы.
Но хотя предложенная классификация призвана, по мысли писателя, поставить под сомнение само существование романтизма как строго определённого, чётко зафиксированного в своих границах
литературного явления, осмелимся предположить, что некоторое целостное представление о романтической эпохе у него всё же имелось.
Однако это была ещё «историческая поэтика в себе», ибо сложный процесс преобразования канонических жанров в разновидности осуществления художественного целого был открыт и описан эмпирически, не осознавался ещё в качестве основного методологического принципа исследования
литературных явлений разных эпох, то есть не входил в зону исследовательской рефлексии.
Больше
литературных явлений такого уровня у казачества не наблюдалось.
Сопоставление сказки с литературой, в том числе зарубежной, допускается лишь в том случае, когда типологическая связь
литературных явлений и образов со сказочными не вызывает сомнения.
Но надобно признаться, что, если частые
литературные явления имеют оттого более значительности и, так сказать, более соку, зато литература в общем объёме своём представляет странный хаос противоречащих мнений, несвязных систем, воздушных разлетающихся теорий, минутных, выдуманных верований и в основании всего совершенное отсутствие всякого убеждения, которое могло бы назваться не только общим, но хотя господствующим.
Очевидно, что возведение двух или более разноязычных
литературных явлений к их общему контексту может служить принципом сопоставления этих явлений также и вне их прямого контакта.
Это, кстати сказать, сразу же проясняет плодотворность сопоставления двух путей осмысления
литературных явлений: то ли, как нам привычно думать, литература состоит из множества литературных произведений, то ли художественная литература расчленяется на множество произведений, проявляя в каждом из них свою сущность.
Совершенно очевидно, что «стиль эпохи» – категория, искусственно выделенная исследователями, поскольку не даёт объяснения происходящим в тот или иной период
литературным явлениям.
Я расскажу также о тех впечатлениях, которые производили на общество тогдашние
литературные явления именно в том круге, в котором я жил, или, правильнее сказать, куда я заглядывал до 1826 года.
Имманентное развитие
литературных явлений, старческая дряхлость господствовавшей школы и «усталость» интеллигенции от неё – таковы их общие аргументы.
Серьёзным
литературным явлением мы имеем право считать повесть «Чем люди живы» уже потому, что в течение одного лета она печатается в четвёртый раз.
Чтобы наукообразность спасти, чтобы наука была, Тэн попытался сущность
литературных явлений понять как органическое следствие трёх определяющих факторов: расы, среды и момента.
Не признай мы за собою права этого вопроса, тогда бы не могло вовсе существовать вопроса о литературной деятельности; ибо всё то, что имеет только значение в области литературы, есть уже необходимый её момент при её историческом развитии, и в этом заключается смысл всякого существенного
литературного явления.
Мы должны бы начать наше обозрение с
литературных явлений настоящего года; но, на первый раз, мы позволим себе небольшое уклонение от предположенного плана в пользу нескольких более или менее примечательных произведений прошлого года, о которых нам приятно поговорить.
Как
литературное явление паломническое сочинение продолжает существовать в XIX в. наряду с «сентиментальным путешествием» и путевым очерком.
Надо отметить и такое удивительное
литературное явление, как роман, большой пасторальный или героический роман!
Обзор главнейших
литературных явлений конца 20-х и начала 30-х годов облегчит нам эту оценку.
Непримиримость в борьбе с ложными ценностями, активное использование лексики со значением борьбы, войны и моделирование ситуаций боя, значимость концептов «героическое», «свой», «чужой», отсутствие гибкости в критериях оценки
литературного явления определили поиск гносеологического инварианта на уровне используемых стратегий и тактик «захвата» литературного/идеологического поля.
Аналитическая критика, внимательная к тексту (традиция «эстетической» критики) и ориентированная на опыт автора, проявляется в более стабильное в социальном плане время, когда сетка «вертикали» обнаруживает свою исчерпанность и недостаточность для понимания
литературного явления.
Такой общей областью интересов адресанта и адресата литературной критики является интерес к современной литературной действительности (от профессионального до любопытства), в котором могут доминировать интерес к частному мнению/оценке, к литературному факту в его связи с социальными процессами, желание «проверить» свою интерпретацию
литературного явления, свои «вычитанные» смыслы, «ответы» с представленными в критическом тексте (соотнести своё дорефлексивное понимание с вариантами отрефлексированного) и шире – онтологически критика и читателя объединяет общая позиция «спрашивающего».
Цель критика – изначально – познать
литературное явление как часть бытия.
Литературно-критическая деятельность, понимаемая как формализованный акт само(интерпретации), претендующий на общезначимость, несомненно, шире акта истолкования
литературного явления.
Предложенная схема периодизации неизбежно должна включать и описание картины переходных периодов и
литературных явлений переходного типа.
Она оказалась как бы в ничейной зоне, на границе интересов собственно литературоведения, имеющего дело с развитыми и устоявшимися
литературными явлениями, обладающими выраженной эстетической установкой, и различных мифологических, этнографических и антропологических дисциплин, обращённых к изучению первобытной архаики.
Время подтверждает и жизнеспособность раскритикованных
литературных явлений, ставших классикой.
Прошедших десятилетий не хватило, чтобы в полной мере осмыслить неоднородность, глубину и сложность, эволюционность, особую укорененность в историко – литературном процессе
литературного явления, обозначенного многострадальным термином «деревенская проза».
Любое
литературное явление можно поместить в эту меняющуюся систему систем, и для каждого из них возникнет своё «эволюционное значение и характерность».
На сегодня однозначно можно утверждать, что журнал как
литературное явление состоялся.
Значит, бывали-таки и вероятно будут
литературные явления неповторимые.
Её творчество – интересное
литературное явление начала XXI века.
Отдел «Перед первой революцией» заключает в себе характеристику
литературных явлений того периода, когда в поэзии появились декаденты, а в публицистике легальные марксисты.
Это и есть явные признаки намечающегося
литературного явления, окрещённого «прозой сорокалетних» или же «московской школой».
И, чтобы пустить в ход это новшество,
литературному явлению совершенно последовательно будут приписаны свойства электрического аппарата.
Составители издания не замыкаются в рамках определённых тем или жанров, демонстрируя широкий охват
литературных явлений самого разного характера.
Мысль о том, что русская литература была и остаётся партнёром западных литератур и от этого сожительства никуда не денешься, что простое сопоставление сходных
литературных явлений избавило бы критика от банальностей, сообщило бы его суждениям новое измерение, сделало бы его оптику стереоскопической, – мысль эта остаётся для него абстракцией.
Все события, случившиеся c немецкими дипломатами, подробно, день за днём, были описаны им, и это описание представляет собой одно из замечательнейших
литературных явлений XVII века.
В результате историк воспринимает наши универсалии как символические формы, писатель – как формы трансцендентальные: в обоих случаях, если смотреть на них с двух разных точек зрения, в жанрах кристаллизуются долгосрочные
литературные явления.