Личностный принцип регуляции состояний и деятельности в настоящее время является общепризнанным.
Согласно
личностному принципу, ни одно психическое явление, формирующееся и проявляющееся в деятельности, а значит, и сама деятельность не могут быть правильно поняты без учёта их личностной обусловленности.
Возвращаясь к анализируемой нами проблеме, подчеркнём, что оба принципа –
личностный принцип и принцип развития – являются базовыми методологическими основаниями построения теории сепарации личности.
Система принципов, которая будет обсуждаться в этой главе, включает
личностный принцип, принцип развития, принцип субъекта, принцип единства человека и его бытия.
Необходимость такого сопоставления вызвана, прежде всего, тем, что оба методологических принципа –
личностный принцип и принцип субъекта – выступают в качестве философских оснований настоящего исследования.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: румбовый — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
На первых этапах развития отечественной психологии введение понятия
личностного принципа было связано с преодолением идей функционализма, преодоления отрыва личности от сознания и деятельности.
В этом смысле
личностный принцип и принцип развития тесно связаны между собой; образуют неразрывную и сопряжённую пару, без которой понимание методологической основы теоретического и эмпирического исследования сепарации личности становится практически невозможным.
Итак, методология настоящего исследования основана на
личностном принципе, принципе развития и принципе субъекта, которые в целом определяют круг наиболее общих представлений о проблеме самоопределения человека в мире как об одном из серьёзных философских вопросов.
Таким образом, последовательная реализация
личностного принципа предполагает в качестве субъекта самого человека, его реальное бытие (но не какой-либо психический процесс или сознание) и онтологическое, объективное существование любого феномена психики как явления субъективного, т. е. принадлежащего субъекту.
В этом смысле в
личностном принципе обнаруживается, если можно так сказать, «центробежная» сила, экстернальная установка, направленность на мир.
Необходимость введения
личностного принципа была продиктована решением непростой задачи – преодоления постулата непосредственности, благодаря которому связь между сознанием и деятельностью не была обусловлена активностью субъекта, который просто исключался из этой связи.
При обсуждении
личностного принципа был сделан акцент на развитии у человека социально-психологических особенностей, которые оформляются в виде характера и позволяют человеку адаптироваться к среде, а также развивать свою индивидуальность.
Кроме конструкта «система отношений»,
личностный принцип задаёт ещё одно направление исследования проблемы самоопределения человека как субъекта своей жизни.
Система принципов, которая обсуждается в этой главе, включает в себя
личностный принцип, принцип развития, принцип субъекта, принцип единства человека и его бытия; рассматриваются отдельные аспекты выделенных принципов, обсуждаются задачи, поставленные в последующих главах книги.
Обобщая методологические принципы научного исследования проблемы поиска человеком своего места в мире, выделенные нами, подчеркнём, что среди важнейших следует отметить
личностный принцип, принцип развития и принцип субъекта, а также принцип единства человека и его бытия.
В истории психологии
личностный принцип появляется в связи с преодолением идей функционализма как направления, изучающего отдельные психические функции – ощущение, внимание, память и др. в отрыве от человека и его целостной психики.
О том, почему это именно так, речь пойдёт ниже, при обсуждении принципа субъекта, а сейчас подчеркнём, что выделение
личностного принципа как одного из методологических оснований настоящего исследования необходимо для того, чтобы показать, что формирование человека как личности происходит в определённой системе отношений, прежде всего, в отношениях между родителями и ребёнком, становление которых происходит ещё до момента его рождения.
Вслед за включением
личностного принципа в методологию психологии, постепенно сама личность становится предметом самостоятельного исследования: изучаются структура и жизненный путь личности, уровни развития личности, самосознание и рефлексия.
Это в свою очередь способствовало социальной динамике, – вытесняя
личностный принцип в социальных связях денежными отношениями, ослабляя тем самым принципы социальной стратификации.
Она включает: принцип диалектико-материалистического детерминизма (причинная обусловленность любого психического явления объективным материальным миром), принцип единства личности, сознания и деятельности (сознание-личностно и деятельно, личность – сознательна и деятельна, деятельность – сознательна и личностна), принцип отражения (все психические явления суть результаты непосредственного или опосредствованного психического отражения, содержание которого детерминировано объективным миром), принцип развития (постепенное и скачкообразное усложнение психики как в процессуальном, так и содержательном аспектах), принцип иерархичности психики (все психические явления рассматриваются как ступени, включенные в иерархическую лестницу, где нижние ступени субординированны, т. е. подчинены и управляются высшими, а высшие, включая в себя низшие в измененном виде и опираясь на них, к ним не сводятся),
личностный принцип (индивидуальный подход к человеку как личности и понимание ее как отражающей системы, определяющей все другие психические явления), принцип единства теории, эксперимента и практики (эксперимент, опираясь на теорию, проверяет и уточняет последнюю, и, вместе с ней, подтверждается практикой как высшим критерием истины).
Личностный принцип регуляции состояний, который обусловлен отношением человека к самому себе, окружающей действительности и собственной деятельности, в настоящее время является общепризнанным.