Формами отражения объективной действительности в познании являются категории и законы
материалистической диалектики, выступающие также и как методологические принципы научно-теоретической деятельности.
Поэтому категории
материалистической диалектики, как и законы, представляют собой наиболее общие, фундаментальные понятия, пронизывающие собой все виды теоретического мышления.
Таким образом, реализовывалось триединство функций
материалистической диалектики – теоретическая, мировоззренческая и методологическая.
Марксистская же экономика представляет собой разновидность субстанциональной экономики, в которой в качестве общей методологии используются
материалистическая диалектика и исторический материализм.
С точки зрения материалистического взгляда на историю, «всеобъемлющая инновация» в модернизации китайской экономики означает применение метода
материалистической диалектики к экономической практике прошлого и настоящего, а также к «коневедению», «западноведению» и «нациоведению».
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: пристанный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Разрозненное обсуждение этого вопроса обычно мотивируется четырьмя обстоятельствами: во-первых, необходимостью критики той или иной ошибочной теоретической программы и направления мысли; во-вторых, анализом и критикой её в сравнении с капиталистической системой; в-третьих, обобщением опыта тогдашнего этапа борьбы; в-четвёртых, иллюстрацией направления изменений в будущем обществе с помощью тезиса развития
материалистической диалектики.
Следовательно, лингвист выводит из «надстроечных» (accadimenti sovrastrutturali) – в смысле диалектического материализма – явлений явления «базисные» (strutturali) – в смысле
материалистической диалектики.
Материалистическая диалектика считает, что существуют три основных закона природы, общества и человеческого мышления, а именно: закон взаимного изменения качества, закон отрицания отрицания и закон единства противоположностей, из которых закон единства противоположностей является наиболее фундаментальным.
Комплексный подход к решению проблемы ответственности осуществляется при переходе от
материалистической диалектики соотношения «свободы» и «необходимости» (всеобщих методологических предпосылок необходимого регулятивного механизма) к выявлению диалектики идеального и закреплению в правовых нормативах специфических цивилизационных зависимостей, исторически сложившихся социальных общностей, адекватного понятийного соотношения ценности и долга в логике, определяющих сферы жизненедеятельности, проектируемые в государственном управлении, востребовавшие достижения мировой культуры.
Только овладев органически единой
материалистической диалектикой, можно раскрыть общие законы человеческого мышления, т. е. человеческого познания, и только утвердив материалистический взгляд на историю, можно раскрыть общие законы человеческого мышления, т. е. человеческого познания.
Вот тут вступает в дело сложная
материалистическая диалектика: с одной стороны – мы никак не можем развернуть открытую и широкую пропаганду в массах, с другой – именно это мы и должны сделать.
Феноменологией
материалистической диалектики является феномен марксизма.
Автор свыше 150 работ (в том числе нескольких книг) по проблемам теории
материалистической диалектики, логики и методологии науки, по философским исоциальным проблемам физической культуры и спорта.
Отсюда вытекает один из основных принципов
материалистической диалектики – всесторонность рассмотрения.
Таковы те основные задачи, которые должны быть решены в ходе всесторонней разработки
материалистической диалектики как логики, теории познания и методологии науки.
Таким образом, с точки зрения
материалистической диалектики саморазвитие может быть определено как необратимое, закономерное, направленное, внутренне необходимое изменение системы, порождаемое самопротиворечивостью её субстанционального основания и сопровождающееся переходом к новому качественному состоянию системы.
Подход к праву с позиции
материалистической диалектики позволяет трактовать их как форму права и содержание права.
Наиболее существенное и новое в этом направлении состоит в применении
материалистической диалектики к переработке всей политической экономии.
Только такое понимание методологической функции
материалистической диалектики позволяет считать её «главным источником света, который озаряет путь в поисках истины в любом исследовании, в том числе и в следственной практике», даёт общее направление научным поискам и помогает разработке более конкретных методов познания.
Принципиально важно научиться использовать
материалистическую диалектику для содействия построению единства в рамках концепции демократического централизма.
Важнейшим общенаучным методом является
материалистическая диалектика.
Для материи в широком смысле слова развитие и саморазвитие совпадают: «Утверждая, что любой материальной системе свойственно развитие,
материалистическая диалектика понимает его как саморазвитие, как такое развитие, которое не нуждается в каких-то внешних по отношению к материи, т. е. нематериальных, факторах, источниках развития» [там же, с. 317].
Философские категории «форма» и «содержание», используемые в рамках
материалистической диалектики, служат для выявления внутренних источников единства, целостности и развития материальных объектов.
Анализ действия всеобщих законов диалектики в сфере познания несомненно одна из важных задач
материалистической диалектики.
Подавляющее большинство советских философов и логиков разделяет ту точку зрения, что современная формальная логика не является метафизической по своему методу и в этом отношении вовсе не противостоит
материалистической диалектике.
Материалистическая диалектика рассматривает внутреннее противоречие в знаке, в слове не как непосредственное взаимодействие между материей и значением (идеальным), поскольку их прямое взаимопроникновение невозможно не в силу их принципиально различного качества, а в силу наличия между материальным и идеальным промежуточного звена в виде идеального образа знака (2) и идеального образа предмета (3).
Поэтому о
материалистической диалектике можно говорить и как о классической философской системе, и как о неклассической.
Особое значение имеет использование
материалистической диалектики для изучения и разрешения противоречий в социалистическом развитии.
Единство и борьба противоположностей идёт как всеобщий закон познания в системе
материалистической диалектики, являясь ядром общего учения о развитии природы, общества и мышления.
Неизбежно сосуществование взаимоисключающих представлений и «борьба» между ними, выражаясь языком так называемой
материалистической диалектики.
Именно единство и неразрывная связь всех сторон
материалистической диалектики как логики и теории познания делают её всеобщим научным методом познания действительности, определяют весь путь познавательного процесса от явления к сущности, от выявления внешних связей и отношений до обнаружения закона, от абстрактно-теоретических выводов до выработки конкретно-практических рекомендаций.
Особое значение имеет
материалистическая диалектика, утверждающая принципы всеобщей связи и развития, взаимодействия и взаимообусловленности государства и права, общественных институтов, наличие причинно-следственных связей между различными, но взаимосвязанными событиями.
Наряду со старым добрым позитивизмом и недоброй памяти
материалистической диалектикой («ленинизм до исступления»), возникло неправдоподобное разнообразие часто сменяющих друг друга или существующих одновременно наименований методологических подходов и парадигм в философии, науке и исскустве.
Тесно связана теория государства и права и с диалектико-материалистической философией – наукой о всеобщих законах развития природы, общества и мышления, особенно историческим материализмом, представляющим собой использование законов и приёмов
материалистической диалектики при философском осмыслении общества.
Этим примером хотелось бы продемонстрировать студентам отдельные логические тонкости
материалистической диалектики и диалектического мышления, которые не под силу устоявшимся метафизикам из учёного мира.
Поскольку мы заявили в качестве методологии своей монографии
материалистическую диалектику, нам, наверное, надо отметить, что истмат (исторический материализм), а вслед за ним и юридические науки (не только уголовный процесс, но и криминология, уголовное право) весьма небрежно относились к роли природной среды обитания как детерминанте социального.
Анализ с позиций
материалистической диалектики показывает, однако, что научные революции столь же естеотвенноисторнчески полготавливаются, назревают в сочетании самых различных факторов, объективных и субъективных, как и революции социальные.
Категории «доказательство», «источники доказательств» искусственно помещаются в контекст
материалистической диалектики.
Задача любого криминологического исследования заключается в том, чтобы с помощью общих положений
материалистической диалектики избрать такой метод исследования, который бы давал возможность раскрыть социальную сущность явления, установить закономерности его развития, формы выражения вовне и т. д.
Однако попытки дискредитировать и игнорировать материалистическое учение о развитии, оклеветать его, приписать ему несуществующие качества либо лишить присущих качеств, концентрировать внимание на наносном и ошибочном, игнорируя сущностное, останавливаться лишь на исторических формах и не видеть потенциала и перспектив – идеологический приём, который смоет история, как на закрашенных иконах вскрыв истинные лики, потенциал и сущность
материалистической диалектики.
Вместе с тем классики марксизма-ленинизма неоднократно указывали на то, что
материалистическая диалектика изучает мышление, процесс познания в целом, анализирует методы науки и потому выступает как логика (диалектическая логика), теория познания и методология науки.
Противники
материалистической диалектики отрицают правомерность диалектической логики.
Сегодня особую важность приобретает задача укрепления союза
материалистической диалектики и других наук, что немыслимо без разработки диалектики как логики, теории познания и методологии науки.
Кстати говоря, на основании подобных соображений вообще иногда отказывают
материалистической диалектике в статусе теории научного метода.
Итак, по утверждению учебника, случайное в понимании
материалистической диалектики образует всегда случай (casus) в смысле уголовного права.
В данном сочинении были обобщены уроки партийной борьбы с точки зрения мировосприятия и методологии, системно изложен и развит метод
материалистической диалектики марксизма, разоблачены ошибочные особенности идеологии «левых» и «правых» и источники теории гносеологии, показано их субъективно-объективное разделение, а также особенность разделения познания и практики, что есть конкретное проявление идеалистической гносеологии.
Нетрудно, зная
материалистическую диалектику, увидеть, что красота – это правильная линия в единстве и борьбе противоположностей, та самая середина между двумя сторонами всякого явления, всякой вещи, которую видели ещё древние греки и назвали аристон – наилучшим, считая синонимом этого слова меру, точнее – чувство меры.
Материалистическая диалектика обязывает к изучению и оценке явлений в конкретных условиях места и времени.
Эти указания закона в системе социалистического уголовного права исполнены глубокого смысла: они непосредственно связаны с общими требованиями марксистской методологии – требованиями
материалистической диалектики – оценивать явления в конкретных условиях места и времени.
Следовательно, случайное в понимании
материалистической диалектики характеризует объективный процесс причинения, его объективно случайный характер; «случай» в уголовном праве – субъективное состояние лица, отсутствие в психике лица умысла или неосторожности, невиновный характер поведения лица.