И
материя знака, и материальный предмет представлены прежде на уровне чувственного мышления, физической материей.
Значит, между знаком (дерево) и реальным предметом (дерево) стоят два идеальных понятия: идеальное от
материи знака (цепочка фонем, графем дерево) и идеальное от реального предмета (понятие дерево).
Идеального в
материи знака с самого начала нет, это обычная природная материя, которая преобразуется в идеальное только в мозгу человека и остаётся там на всю жизнь.
И
материя знака, и материальный предмет входят в мозг человека и продуцируются в нём на выходе в преобразованном виде, только в идеализированной, логической форме – звуки как фонемы, буквы как графемы, а предметы и вещи – как логические понятия.
Если говорить о том, что в материи языкового знака остаются следы идеального, то это идеальное находится только в мозгу, а то впечатление, будто в самой
материи знака заложено значение, есть не что иное, как неразрывная, ассоциативная, психическая связь материи знака с её идеальным образом внешнего предмета в мозгу.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: микологический — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Но и эти последние не могут существовать ни без внутренней материи, живой материи мозга, ни без внешней мёртвой материи,
материи знаков.
Ассоциативный отпечаток идеального в звуке знака (2), ассоциативный отпечаток идеального в названии реального предмета (3) есть те ассоциативные промежуточные звенья между
материей знака и материей предмета, через которые осуществляется ассоциативная взаимокоординация между двумя физическими субстанциями – языковым знаком и реальным предметом.
Но этот идеальный образ предмета (растения дерево) является одновременно и знаком, и идеальным прообразом
материи знака (слова дерево).
С другой стороны, если бы идеальное, содержащееся в мозгу, не имело своего ассоциативного материального двойника в
материи знака, то понимание, обнаружение этого идеального в мозгу было бы тоже невозможно.
Но и это не всё – идеальное
материи знака живёт только в системе (дом,ком,ром,сом,том) (здесь выделено идеальное понятие от материи звука, как наинизшая из всех логических форм – фонема, графема).
Легко обнаружить, почему все мы так уверенно и совершенно ошибочно объясняем связь между
материей знака и реальным предметом как связь непосредственную, прямую, органическую, без всяких промежуточных звеньев.
Но эти различные товары-звуки для одного и того же человека имеют общее в виде фонемы как идеальной, логической абстракции
материи знаков.
Языковое сознание человека как отражение структуры мира не могло возникнуть без
материи знаков.
В мозгу, в абстрактном мышлении человека соединяются две идеальные сущности – от
материи знака (фонемы или графемы) (2) и от материи отражаемой вещи, обозначаемой этим знаком (понятие) (3), т.е. в сознании человека, в его абстрактном или логическом мышлении заложены два идеальных, логических образа как идеальные эквиваленты двух материальных вещей (от знака – это фонема, от предмета – это понятие).
Хотя звуковая
материя знака (1) порождается органами речи, однако ими руководит мышление.
Но в знаке оно отражает условно выбранную
материю знака, а в реальном предмете оно отражает условно выбранное имя внешнего предмета, которое есть тот же знак.
Звуки и буквы – представители мысли, идеальным в знаках является лишь идеальный образ
материи знака, хранящийся в сознании, материя предметов живёт в мозгу тоже в виде их идеальных отпечатков.
Но и понятие
материи знака, т.е. идеальный образ знака, фонемы – тоже в мозгу человека.
Значение, идеальное в мышлении не может появиться вне его носителя, оно ищет опору в
материи знака.
Возможность обобщённого мышления обеспечивается
материей знаков, которая есть посредник между познающим субъектом и познаваемым объектом.
Хотя это идеальное, сотворённое мозгом, лежит не в
материи знака, а в сознании, но оно, тем не менее, не связано органически с материей, связь эта знаковая, стихийная и не отражает сущность данного внешнего предмета.
Звук соотносится с каким-либо явлением, с которым у него отсутствует причинно-следственная связь,
материя знака никак не детерминирована свойствами предметов, с которыми они соотносятся.
Итак, мы имеем дело с четырехуровневой структурой модели языкового знака, состоящей из двух крайних, стоящих в начале и в конце модели, материальных объектов – (1)
материи знака и (4) материи предмета, между которыми располагаются два их идеальных, абстрактных образа: (2) идеальный образ знака (фонема, графема) и (3) идеальный образ предмета (понятие).
Если бы не было средств для того, чтобы вывести его наружу, в интерсубъектную область, воплотиться в
материи знаков, в природной материи звука или буквы, оно бы не только лишилось возможности развиваться, но и не могло бы возникнуть и существовать.
Теряется различие между
материей знака и объектом познания.
То, что считают его идеальной стороной, находится не в
материи знака, а в материи мозга, отделено от материи знака, позволяет человеку абстрагироваться от реальных вещей, переводя своё чувственное мышление на более высокий уровень – уровень абстрактного, логического мышления и обратно – в чувственное мышление.
В слове не заключена сама мысль, а только её идеальный отпечаток, который находится в сознании по ассоциативной связи с
материей знака.
Однако значение, понятие, идеальное не может быть отторгнуто от сознания, оно не существует вне субъекта, оно не переходит в
материю знака, а остаётся в мозгу как ассоциативное, понятийное значение данного звука, остаётся навсегда, доколе это позволит долговременная память.
Следовательно,
материя знака должна быть преобразована, подогнана под идеальное, а это значит, что звук, буква должны быть преобразованы в фонемы, графемы, морфонемы, понятия.
Если допустить, что материальный знак отражает мир, то это уже не знак, не посредник между мышлением и миром, а сама
материя знака выступает в функции мыслящего мозга.
Материя знака есть опора для данного значения.
В
материи знака заложены две идеальные сущности – идеальное от звука, буквы (фонема, графема) и идеальное от внешнего предмета (понятие).
Возникает важнейшая проблема отношения между знаком, и мыслью, т.е. языком и мышлением, как психическими ассоциативными отпечатками
материи знаков в сознании, между материей знака и абстракцией, значением, семантикой и, главным образом, – между чувственным и абстрактным мышлением, их взаимопереходом.
Но и значение, идеальное как функция мозга не может существовать вне акустического (графического) образа, именно идеального образа
материи знака, которое порождено материей мозга.
Идеальное от
материи знака (2) совпадает с идеальным от материи внешнего предмета (3), например, идеальная форма цепочки фонем дерево (2) совпадает с понятием предмета дерево (3), но только по названию, а не по их сущности – слово дерево не есть само дерево.
Тем самым у кусочка материи появляется идеальный образ, «значение», но оно не в
материи знака, а в мозгу.
Знак – это комбинация логического образа реального предмета (понятия), т.е. понятия (3) от реального предмета (4) и акустического логического образа, фонем, графем (2) от
материи знака (1), и эта связь произвольна.
Когда человек данного языкового коллектива слышит (видит) знакомое ему слово, он слышит (видит), прежде всего, физическую
материю знака.
Значение – а оно находится не в
материи знака, а в мозгу – это условная связь знакового комплекса с понятием, установленная человеком.
Материя знака есть лишь условие осуществления и существования обобщающего образа реального предмета, возникающего в нейронной материи мозга.
Если человек в
материи знака, слова видит знак, значит он «увидел» в нём идеально представленный знак (фонему, графему) и реальный предмет в виде его логического понятия.
Но функционирующая материя мозга – это мышление, сознание, и без него не может появиться
материя знака, т.е. материя, созданная человеком и им же превращённая в её идеальный образ – фонему, графему.