Лишь эта способность применять знаки позволяет человеку задавать
метафизические вопросы, как и вопросы о себе и о мире как таковом.
Во-первых, каждый
метафизический вопрос всегда охватывает всю проблематику метафизики в целом.
Окончательное разъяснение, оценка, ответ в отношении какой-либо философии, как и в отношении
метафизических вопросов о сущности бытия, лишь превращают их в мёртвую схему, фальсифицируют суть.
Начнём с постановки
метафизического вопроса, затем попытаемся углубиться в него и закончим ответом.
Преимуществом такого подхода является также перемещение внимания в процессе сравнения с догматических и экклезиологических вопросов на фундаментальные
метафизические вопросы.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: щённая — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Вместо этого мы рассмотрим конкретный
метафизический вопрос, благодаря чему окажемся непосредственно в метафизике.
Во-вторых, каждый
метафизический вопрос может быть поставлен только таким образом, что спрашивающий как таковой также оказывается в сфере вопроса.
Но они не могут тем самым упразднить
метафизических вопросов, как упразднены с развитием науки вопрос о леших и домовых, или вопрос о жизненном эликсире или алхимическом изготовлении золота и т. д.
Различие ответов на
метафизические вопросы разделяет между собой представителей разных философских школ, но это не уничтожает того общего факта, что все философы суть метафизики по самой природе человеческой мысли.
Всякий
метафизический вопрос обязательно оказывает огромное влияние на поведение человека и, как следствие, на его этическую систему.
Определяя значимость и приоритетность этих посылок для психиатрии, Рикман отмечает, что «практика психиатрии не зависит от ответов на
метафизические вопросы настолько, насколько зависит от ответов на вопросы эпистемологические».
Это означает, что свойства, через которые мы прежде идентифицировали наши удостоверяющие объекты, не постоянны, а изменчивы, и «
метафизический вопрос стоит так: может ли вещь, обладающая меняющимися пространственно-временными и энергетическими параметрами, быть тождественной при разных параметрах, когда у нас есть, по-видимому, только эти параметры, по которым вещь можно определить?» (с. 121).
– Ну, это скорее
метафизический вопрос.
Ситуация стала безнадёжной, когда было показано, что старые
метафизические вопросы бессмысленны; т. е. когда до современного человека стало доходить, что он живёт теперь в таком мире, где его ум и его традиция мысли не в состоянии даже задать адекватные, осмысленные вопросы, не говоря уже о том, чтобы дать ответы и разрешить собственные проблемы.
Несомненно, в ней поднимались важные
метафизические вопросы.
Однажды вечером, когда мы сидели вдвоём и обсуждали
метафизические вопросы, интересовавшие нас обоих, я вдруг почувствовал, что в комнате находится кто-то третий.
Но, хотя специалисты по философии сознания озабочены
метафизическими вопросами существования и природы сознания, их также заботит и многое другое.
Мне уже приходилось подчёркивать, что наши высказывания о
метафизических вопросах обусловлены прежде всего устройством нашего ума.
Авторы упанишад стремились понять истинную природу реальности, оформляя попытки решения сложных
метафизических вопросов в форму диалогов.
По моему мнению, более или менее трезвый взгляд на современную биологию не вносит существенного вклада в решение
метафизических вопросов, связанных с теорией детерминизма.
Дискуссия между учёными фактически велась в контексте
метафизического вопроса «Что первично – бытие или сознание?».
По своей природе этот
метафизический вопрос является в высшей степени абстрактным вопросом.
Этот процессуальный подход позволяет избегать ряда традиционных
метафизических вопросов, таких как проблема «бытия» и «ничто».
Они все суть более
метафизические вопросы, чем исторические, каковыми он склонен был сам считать их.
А дело в том, что над
метафизическими вопросами дети начинают размышлять с младенчества, хоть и на подсознательном уровне.
Этот симбиоз технологий и человека представляет собой не только практические решения, но и глубокие
метафизические вопросы о сущности человечества.
Представление о методе позволяет вывести за пределы рассмотрения непосредственно
метафизические вопросы, заменив их социокультурной константой.
Будут рассмотрены моменты и циклы, через которые прошло вплоть до наших дней выражение чувства саудаде или соответствующего мышления и течения, и персоналии, которые возможно выделить внутри философии саудаде, так же как и ряд
метафизических вопросов и проблем, на которые она пыталась ответить или же которые она сама и вызвала к жизни.
Он не метафизик, он никогда не задавался
метафизическими вопросами; для него метафизика была просто чепухой.
Все прочие, собственно
метафизические вопросы – такие, как проблема конечности или бесконечности мира и т. п., – объявляются безразличными существу доктрины14 и потому не могут быть предметом буддийского философствования.
Тем более, что неразрешимость
метафизических вопросов культурологической мысли нисколько не мешает заниматься вполне конкретными и достаточно важными вещами.
Тем не менее мне показалось необходимым озвучить наиболее острые пункты дискуссии хотя бы для того, чтобы продемонстрировать, что феномен свободы можно и нужно обсуждать вне зависимости от того, найдены ли ответы на основополагающие
метафизические вопросы.
Вступать в полемику по поводу
метафизических вопросов – значит попусту тратить время.
Для одних это может оказаться чтением книг, для других – разговорами с такими же искателями истины, для третьих – сочинением статей и монографий по избранным
метафизическим вопросам.
Метафизические вопросы интересуют его меньше, чем наличие жизни в далёких галактиках.
Невозможность научного разрешения
метафизических вопросов приводит к переводу онтологии в этику: «Критика чистого разума» разрешается «Критикой практического разума».
Поэтому философы, особенно древние, для уяснения труднейших
метафизических вопросов, часто обращаются к языку, предполагая, что в нём зашифровано великое знание, данное людям от века, но ими пока не постигнутое.
Считать, что эти проблемы утратили свою актуальность можно было бы только в одном единственном случае – если бы времени было отказано в объективности; тогда да, эти вопросы можно было бы рассматривать как вопросы по своей природе антропоразмерные, вопросы о человеке и его бытии во времени, но если время признаётся объективным, то, очевидно,
метафизические вопросы вполне сохраняют своё самостоятельное значение.
Мыслитель подробно разрабатывает формальную структуру бытийного вопроса, давая образец
метафизических вопросов, да и самого метода вопрошающего философствования.
Новый поворот в исследовании коллективного сознания и идеологии связал эти категории с традиционно
метафизическими вопросами о духе, свободе, нравственном сознании, абсолютном субъекте.
Не скрою, что заниматься
метафизическими вопросами меня, помимо всего прочего, вдохновляют труды известных философов и мыслителей.
В отношении
метафизических вопросов можно либо придерживаться приведённого выше правила, либо огульно отрицать само существование таких вопросов, а всех, кто по-прежнему смотрит на них как на достойные внимания, презирать – и удалять, по возможности, от всех общественных дел.
Именно эти
метафизические вопросы лежат в основе любой религии.
Вместе с тем повышенный интерес к практической сфере бытия ослаблял теоретическую разработку
метафизических вопросов, обращённость в прошлое часто подменяла собой настоящее, традиционность доминировала над стремлением к новому.
Но то, что саудаде может представлять собой нечто оригинальное и радикальное, наделённое онтологической плотностью или существенностью, так чтобы на этом можно было основать философскую систему или найти ответы на основные
метафизические вопросы, ибо оно объемлет или включает в себя проблематику не только антропологическую, но также и космологическую и теологическую – начиная с проблем зла и свободы и кончая проблемой реальности времени, своего и чужого, – это уже тезис, который многим покажется бездоказательным в плане философского смысла и причины, несмотря на важность, которую современное мышление приписывает рефлексии о таких чувствах, как тревога, отчаяние, надежда или трагическое мироощущение, и придаёт им онтологическое измерение, отталкиваясь от них в исследованиях, целью которых является онтология или фундаментальная метафизика.
Следующий
метафизический вопрос, который порождает саудаде и относится к его предмету, можно сформулировать следующим образом: есть ли объект у чувства саудаде?
Их ещё называют
метафизическими вопросами, потому что они выходят за повседневной жизнью, то есть не относящихся к первым вопросам.
Что же касается
метафизических вопросов в их теперешнем понимании, то на мой взгляд, многие из них представляют собой языковой беспредел рассудочного мышления, опирающегося на предельно общие классификационные понятия.
Отложив выяснение
метафизических вопросов на потом, она лихорадочно закрутила головой.