Обсуждение ключевых
методологических проблем психологии стало благоприятной почвой для развёртывания конкретных исследований в области психологии.
Безусловно, при разграничении этих двух категорий возникает ряд
методологических проблем.
Однако такое решение
методологических проблем зачастую оказывается недостаточно для успешного решения исследовательских задач.
Такой подход к разработке
методологических проблем реализуется на основе разработки особой философской дисциплины – методологии научного познания.
Таким образом, нерешённость основных
методологических проблем привела психологию в начале XX века к тому, что она оказалась разбитой на множество противостоящих друг другу и борющихся друг с другом направлений.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: зейгерование — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Всё это подтверждает важность дальнейшего анализа
методологических проблем истории психологии и предопределяет цель и задачи настоящей работы.
Следующий – второй – раздел посвящён общим
методологическим проблемам, возникающим при попытках выделения и измерения неформальной занятости.
Главные
методологические проблемы заключаются в конструировании вопросника.
Важной
методологической проблемой является оценка современного состояния психологической науки.
Ключевые
методологические проблемы психологии по-прежнему далеки от разрешения, единая и общеразделяемая парадигма, а тем более теория, о которых мечтали психологи прошлого, по-прежнему отсутствуют.
Особое внимание в этой школе уделяется фундаментальным
методологическим проблемам психологии.
Разумеется, базовые
методологические проблемы психологии столь многочисленны, сложны и многообразны, что попытка охватить их в одной книге была бы абсурдной.
Это определяет особую важность
методологической проблемы определения объективных критериев истинности создаваемой в ходе историко‐психологической рефлексии картины развития психологического знания.
На первый взгляд, перед историком общественной мысли, решившимся на применение регионального подхода, не возникает особых
методологических проблем.
Описание «живого движения», эволюции и развития системы – одна из наиболее сложных
методологических проблем науки.
Наиболее тесная взаимосвязь прослеживается с философией(в части
методологических проблем познания), с формальной логикой (в части использования в доказывании выявленных формальной логикой закономерностей организации мышления, например законов тождества, достаточного основания, исключённого третьего и т. д.), с диалектической логикой (изучающей законы и формы отражения в мышлении процессов, происходящих в реальной действительности, организацию конкретных мыслительных процессов и операций).
Во-вторых, необходимо разработать «коммуникативную методологию», призванную обеспечить интеграцию психологического знания, что рассматривается автором как одна из наиболее актуальных
методологических проблем современной психологической науки.
Однако методологический плюрализм не прочно закрепился в профессиональном самосознании психологов, а вызвал у них неоднозначное отношение, привёл не столько к решению, сколько к обострению базовых
методологических проблем психологической науки, содействовав её методологическому усложнению, а не упрощению.
Первая – теоретическая – часть вводит читателя в круг
методологических проблем и обосновывает избранный мной многосоставный и, на первый взгляд, немного эклектичный методологический аппарат, сочетающий несколько разных подходов.
Другая альтернатива «методологическому объективизму» – конфессиональное религиоведение – также получила значительное развитие благодаря тому, в частности, что в христианских церквах основных конфессий сформировался серьёзный интерес к психологии, и процесс интеграции психологических подходов не только в практику душепопечения, но и в некоторые области теологической работы вызвал к жизни так называемую пастырскую психологию, которой в свою очередь пришлось столкнуться с существенными
методологическими проблемами в связи с изначально принципиально светским характером привлекаемых психологических доктрин.
Именно
методологические проблемы стали центральными во время дискуссий по рефлексологии (1929) и по реактологии (1930-31 гг.).
Во второй части сборника «
Методологические проблемы организации саморазвивающихся сред» в контексте представлений о научной рациональности проанализированы философские основания становления «средовой парадигмы».
Кроме того, есть серьёзные
методологические проблемы, связанные с измерением стресса.
Методологические проблемы развития исторической науки постоянно привлекают внимание исследователей.
Оба они по-разному решают
методологическую проблему перехода от набора частных контекстов к более общей истории политических языков.
Поэтому
методологическим проблемам уделено значительное внимание, при этом акцент сделан именно на патопсихологических аспектах.
Анализ литературы позволил выявить ряд
методологических проблем исследования концепции устойчивого развития социально-экономических систем как современного направления экономической теории.
Так, в сборнике «
Методологические проблемы изучения социалистического образа жизни» анализируется социалистический образ жизни, рассматривается его взаимосвязь с процессом урбанизации.
Обе статьи опубликованы в коллективной монографии «
Методологические проблемы социальной психологии» (1975).
Нерешённость и дискуссионность
методологических проблем теории социальной работы как науки обусловлена целым рядом современных противоречий.
Их формирование поставило перед учёными ряд новых
методологических проблем, разработка которых дала новый мощный импульс развитию социологии.
Актуальными, а вместе с тем дискуссионными, являются
методологические проблемы соотношения диахронического и синхронического аспектов (методов), а также эмпирического и теоретического уровней исследования физической культуры и спорта.
Не вдаваясь сейчас в тонкости
методологических проблем социологии и демографии, отмечу, что условно социологические характеристики можно разделить на объективные и субъективные.
Автор около 200 научных работ, посвящённых
методологическим проблемам исторических исследований.
Попыткой приоткрыть значение этих событий является предлагаемая вниманию читателей книга «По ту сторону сознания:
методологические проблемы неклассической психологии».
Отечественные исследователи значительно бо́льшее внимание по сравнению с зарубежными уделяют гносеологическим и особенно
методологическим проблемам научного исследования физической культуры и спорта.
Сам методологический анализ и соответственно методология (теория методов) могут быть более или менее общими – в зависимости от того, какие методы и связанные с ними
методологические проблемы рассматриваются, в какой форме и какие методологические принципы на основе этого формулируются (20, 36, 80).
Другой
методологической проблемой экономической теории является определение сущности понятия «устойчивое развитие».
Для решения
методологических проблем педагогики используются многообразные методы педагогического исследования.
Исследование применения категорий исторического и логического в психологической науке, таким образом, привело к разработке
методологической проблемы взаимосвязи этих категорий, реализации принципа единства исторического и логического в изучении истории отечественной психологии и определении актуальных задач современных историко-теоретических исследований.
Одной из самых важных
методологических проблем советская психология всегда считала вопрос об объективных основаниях существования психики, о тех объективных существенных связях психики с миром, которые характеризуют её природу на разных уровнях существования.
Адекватное теоретическое осмысление глобализации порождает целый комплекс
методологических проблем.
Постановка
методологических проблем исследования журналистики является естественным результатом развития научного знания и по мере взросления науки требует своего разрешения.
Попытки разрешения
методологических проблем сравнения и сравнимости привели к созданию целого класса техник и методик, которые отсутствуют в «несравнительных» социологических исследованиях.
Задача синтеза гуманитарного и точного, естественнонаучного знания была подлинно
методологической проблемой века.
Мы понимаем, что публикация материалов номера – лишь один из первых шагов на пути осмысления
методологических проблем сравнительного исследования государственной состоятельности.
Именно в этой функции практической психологии острее всего выступают
методологические проблемы, отчётливее всего проявляется её социальная, гуманитарная и даже идеологическая роль: здесь, как в зеркале, отражаются действительные цели общества.
Поэтому есть надежда, что предлагаемое направление исследования может дать плодотворные результаты в анализе
методологических проблем политической экономии в широком смысле, включая политическую экономию коммунистического способа производства, а также в решении вопросов хозяйственной практики.
Пособие может быть полезно для всех, кто проводит научные исследования в области физической культуры и спорта и интересуется соответствующими
методологическими проблемами.