Следующим
методологическим основанием исследования механизмов внутренней и внешней сепарации личности является принцип субъекта.
Необходимы были новые теоретические и
методологические основания психологии.
Второе
методологическое основание работы – признание общественной практики в качестве важнейшей детерминанты становления и развития психологической науки.
Искусствоведческие исследования проводились им в 1920-е гг. параллельно с психолого-педагогическими и исходили из общих
методологических оснований.
Возвращаясь к анализируемой нами проблеме, подчеркнём, что оба принципа – личностный принцип и принцип развития – являются базовыми
методологическими основаниями построения теории сепарации личности.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: психоактивный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Чтобы устранить двусмысленности и несообразности в толковании этого принципиального вопроса, следует проводить анализ
методологических оснований сурдопедагогики, учитывая различия её теории и практики.
Во-первых, это запросы общественной практики к психологическому знанию, а во-вторых, потребности самой психологической науки, занятой в первые послереволюционные годы поском новых
методологических оснований в русле марксистской философии.
Ими, а также учеными-кибернетиками предложено понятие «жизнеспособность», базирующееся на принципе развития в живых, динамических системах, который способен стать
методологическим основанием для психологических исследований.
Среди
методологических оснований анализа этических учений можно выделить принцип конкретно-исторического подхода, который требует учёта всех особенностей, дающих начало тому или иному этическому феномену и принципу развития.
Ему явно недостаёт серьёзных
методологических оснований.
Во второй части – «Методология психологии» – предпринимается попытка структурировать психологическое знание и упорядочить
методологические основания психологической науки.
Обосновывается как отражающая современное состояние и требования развития науки идея полиметодологизма, допускающая использование и признающая позитивную гносеологическую ценность различных
методологических оснований, взаимодействующих друг с другом на основе принципа «дополнительности» (Смирнова, 1993).
Системное отношение субъекта психической активности (человека или другого существа) и окружающей среды, представляющей её субъекты, является
методологическим основанием экопсихологического подхода к развитию психики (Панов, 2014).
Из высказанного положения, которое может восприниматься как свидетельство принципиального ограничения возможностей получения психологического знания, вытекает, однако, и важное позитивное следствие,касающееся
методологических оснований эмпирических исследований в области исторической психологии.
Как те, так и эти – детище кризиса, охватившего самые основы нашей науки, знаменующего превращение психологии в науку в точном и истинном значении этого слова и проистекающего из того, что фактический материал науки и её
методологические основания находятся в резком противоречии.
Наиболее приемлемый и принятый в психологических работах подход к изложению
методологических оснований исследования состоит в перечислении и подробном обосновании общих принципов исследования, на которых конструируется авторская теория.
Но даже эти единые в своих исходных
методологических основаниях работы остаются слабо интегрированными между собой, разобщёнными традициями разных научных школ.
Однако все эти наблюдения и выводы имплицитно зиждутся на жёстких
методологических основаниях, определённых эстетических позициях и глубже – представлениях о мире и человеке.
Для учёного, разрабатывающего
методологические основания психотерапии, – это наука, для практикующего психотерапевта – ремесло.
Исходя из этого, в качестве
методологического основания экопсихологического подхода к развитию психики выступают системное отношение «индивид – среда (внешняя, внутренняя)» и типы взаимодействия между компонентами этого отношения.
Однако собственно поиском
методологических оснований работы с текстом в образовательном процессе специально не занимались.
Философские идеи способствовали созданию педагогических концепций и теорий, они задают направления поиска и служат
методологическим основанием педагогики, будучи базой для осмысления целей воспитания и образования.
Параллельно с этими усилиями автор в своих предшествующих работах рассматривал проблемы
методологических оснований стратегий развития: обновления самого концепта модернизации.
Диссонанс звучал и в механической расшифровке термина «библиотерапия», и в механическом даже по сути не соединении, а сложении двух наук: медицины и библиотековедения для становления и развития библиотерапии как науки, в механическом соединении разных
методологических оснований мало стыкуемых на тот период наук для проведения исследований.
К третьей группе можно отнести переведённые работы зарубежных авторов, в которых просматриваются
методологические основания научного исследования, в частности теории социальной работы.
Таким образом,
методологическим основанием педагогики в конфессионально-ориентированном вузе выступает религиозная антропология как относительно самостоятельная область знания.
Философско-клиническая психиатрия как самостоятельный интеллектуальный проект предполагает создание новой модели психических расстройств, нового
методологического основания психиатрии.
Метакритика «толстых» журналов, наиболее адекватно отражающая особенности новейшей литературно-критической практики и актуализирующая антипозитивистский опыт критики рубежа XIX–ХХ веков, собственно литературно-критическая практика рубежа ХХ–ХХI веков требуют поиска иных
методологических оснований теории критики.
Отрицание циклов и кризисов при социализме сегодня подвергается переосмыслению с позиций более широких
методологических оснований.
Принимая во внимание, что теоретики семиотики расходятся во мнениях о сущности, составляющих, механизмах происхождения и функционирования знака, а проблемное поле семиотики зачастую смещается в сторону анализа когнитивных процессов и биологических аспектов коммуникации, исследователю культуры при выборе соответствующих
методологических оснований работы целесообразно руководствоваться спецификой объекта исследования.
Анализ современных публикаций позволяет сделать вывод о том, что современный уровень развития отечественной теории социальной работы представляет собой сильно разветвлённую совокупность теоретических и прикладных разработок, нередко не имеющих единого
методологического основания.
Следовательно, она не рядоположена другим наукам, подобно философии, которая играет роль
методологического основания для познания любых сфер реальности (природа, общество и мышление) и потому имеет универсальное познавательное значение.
Зимняя, анализируя
методологические основания педагогических исследований, отмечает, что «подходы не исключают друг друга, они реализуют разные планы рассматривания одного и того же явления» [18, с. 23].
Перед вами – первая отечественная книга, посвящённая модному в последнее десятилетие и безусловно важному, но при этом недостаточно осмысленному в своих
методологических основаниях подходу в академической и прикладной психологии – гуманистической психологии.
Приведённые дилеммы убедительно свидетельствуют об отсутствии чётких
методологических оснований для выделения психиатрии как самостоятельной дисциплины.
Но нельзя до конца понять суть системности в языке, не обращаясь к понятию системы в других науках и к более общим
методологическим основаниям понятия системы.
Но за прошедшие 20 лет никакого стремления к рефлексии по отношению к
методологическим основаниям программы реформ в среде экономистов не наблюдается – за исключением отдельных личностей, которые при настойчивой попытке гласной рефлексии становятся диссидентами профессионального сообщества.
Разработка таких
методологических оснований определила содержание третьего этапа исследований, который начался в 2006 году и закончился защитой кандидатской диссертации по философии в марте 2010 года.
Таким образом, на этапе информатизации общества
методологические основания дидактического обеспечения образовательного процесса в высшей школе рассматриваются нами с позиции определения сущности, ключевых понятий, формирующих научно-теоретическую основу дидактического обеспечения, что позволяет объективно раскрыть его содержание через комплекс компонентов, входящих в структуру образовательного процесса (средств, методов, технологий и организационных форм обучения).
Функциональные различия этих этик состоят в том, что эко-этика становится универсальной этикой человеческой деятельности, выполняя функцию
методологического основания других этик.
И сделать это хотелось не с точки зрения умозрительных действий по разбору известных публикаций забронзовевших авторов по проблемам социального обеспечения и социальной помощи, а путём выяснения явных
методологических оснований современных исследований в области теории социальной работы, заимствованных из социальной философии, социологии, истории, социальной психологии, социальной педагогики и социальной медицины.
Такие разделы обычно называются
методологическими основаниями данной науки.
Общность
методологического основания стимулировала осуществление творческого поиска, доказательством чего выступало многообразие теоретических подходов и дискурсов, научных школ и направлений.
Но в целом в большинстве исследований, даже касающихся таких глобальных социальных проблем, как проблемы войны и мира,
методологические основания выводятся из сугубо индивидуальной парадигмы взаимодействия.
Он открывал важную страницу в становлении принципа социальной обусловленности психики и поведения человека, ставшего позднее в отечественной психологии одним из её главных
методологических оснований.
О том, почему это именно так, речь пойдёт ниже, при обсуждении принципа субъекта, а сейчас подчеркнём, что выделение личностного принципа как одного из
методологических оснований настоящего исследования необходимо для того, чтобы показать, что формирование человека как личности происходит в определённой системе отношений, прежде всего, в отношениях между родителями и ребёнком, становление которых происходит ещё до момента его рождения.
Во-первых, в них показано, что принцип неопределённости является наряду с принципом развития необходимым
методологическим основанием для современного этапа психологии, поскольку он означает принципиальную открытость и возможность саморазвития человека, иное, чем раньше, понимание проблемы детерминации психического развития.
Принципиально важно отметить то, что социально-культурная природа сущности человека – это одновременно и объективная данность, и базовое
методологическое основание материалистического подхода к осмыслению человека (и как человека-личности, и как человека-общества, и как человека-культуры), его социальной практики в частности и в особенности.
Дан анализ состояния разработки современной теории физического воспитания, обосновано положение о наличии кризисной ситуации в этой разработке и определены
методологические основания преодоления этой кризисной ситуации.
Таксономия формирует
методологические основания классифицирования и обосновывает алгоритмы и методы разработки классификаций, наиболее состоятельные с точки зрения той или иной таксономический доктрины.