Важно, что ни одна способность не может считаться высшей, если не включает в себя высшие
моральные способности.
Основу морального компонента/уровня психологической модели духовных способностей составляет высшая
моральная способность к бескорыстной любви.
Высшие
моральные способности относятся к категории духовных.
Рассмотрим соотношение и взаимосвязь этих компонентов, входящих в состав высшей
моральной способности к бескорыстной любви.
Это даёт основание для предположения о том, что проявления эмпатии и духовно-нравственных качеств личности, отражающих духовную альтруистическую направленность, имеют отношение к высшим
моральными способностям.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: суфийский — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Функционирование морального компонента/уровня обеспечивается высшими
моральными способностями.
Совесть как высшая
моральная способность позволяет человеку оставаться на высоте духовности, сохранять своё человеческое лицо в ситуациях морального выбора.
Абсолютные моральные принципы в этом случае предстают в виде высокого идеала, к которому человек стремится, проявляя высшие
моральные способности.
Высшие
моральные способности, выступая как духовные способности, имеют непосредственное отношение к духовной личности, её духовно-нравственным качествам.
Этим высшие
моральные способности отличаются от моральных способностей, отражающих нормы определённой группы, опирающейся на условную, групповую, релятивистскую мораль.
Очевидно, что эмпатические способности, связанные с альтруистической направленностью, тесно переплетены с
моральными способностями, отражая их эмоциональную грань.
Необходимость выделения высших
моральных способностей обусловлена как внешними, так и внутренними причинами.
Благодаря высшим
моральным способностям духовная личность реализует свои духовно-нравственные качества в процессе жизнедеятельности.
Высшие
моральные способности позволяют человеку раскрыть и проявить свою духовную природу, поднимая его на уровень духовной личности.
Среди высших
моральных способностей основополагающей способностью является «бескорыстная любовь к людям», проявляющаяся на личностном уровне как духовная альтруистическая направленность.
Базовой аффективной характеристикой духовной личности является любовь к другим людям, чувство единства с ними, стремление к поддержке и заботе о них, что имеет непосредственное отношение к эмпатии и отражается в высшей
моральной способности – бескорыстно любить людей.
Проявление же эмпатии, например, связанной с эгоистическими тенденциями и пр. (назовём её непродуктивной эмпатией), отношения к высшим
моральным способностям не имеет.
Подчеркнём, что именно эмпатия, свидетельствующая о нравственных чувствах и действенной помощи(назовём её продуктивной эмпатией), является неотъемлемым компонентом высших
моральных способностей.
Нравственные качества, представленные в этом опроснике, имеют отношение к высоким моральным принципам и ценностям, свидетельствующим о духовности личности, её духовной альтруистической направленности, которую мы считаем ключевым элементом
моральных способностей.
Такая интерпретация совести создаёт возможность для рассуждения о высших универсальных ценностях и принципах абсолютной морали как некоей идеальной духовной субстанции, коренящейся в недрах бессознательного, например, в виде морального архетипа, который спонтанно определяет гуманистическую ориентацию человеческого мышления и поведения с помощью высших
моральных способностей.
Основываясь на этих результатах и наших теоретических представлениях, можно сказать, что продуктивная эмпатия и помогающее поведение, свидетельствуя о духовной альтруистической направленности, имеют отношение к духовной личности и её высшим
моральным способностям.
Понятие «высшие
моральные способности» отражает склонность к ориентации на идеалы абсолютной морали, а понятие «моральные способности» – на моральный релятивизм.
Рассмотрим следующие компоненты высших
моральных способностей: духовно-нравственные качества как проявление духовной альтруистической направленности и эмпатию как проявление нравственных чувств, связанных с децентрацией, сопереживанием, эмпатической заботой.
Например, Хаузер (Hauser, 2006) обосновывает позицию, согласно которой эмоции являются частью «морального поведения» (moral performance), но не «
моральной способности» (moral competence), поэтому оценки могут вызывать эмоции, но эмоции не являются основой моральных оценок.
Он отражает возможность актуализации высших
моральных способностей, которые открывают путь к высшим смыслам бытия и реализации в процессе жизнедеятельности высших ценностей: истины, добра, красоты, справедливости, исходя из универсальных принципов морали.
Совестное отношение к другим интерпретируется нами как элемент духовной альтруистической направленности, являющейся важнейшим компонентом высших
моральных способностей, и как связующее звено совести и духовно-нравственных качеств личности.
Совесть, представляя собой высшую внутреннюю инстанцию в системе нравственной регуляции поведения человека, проявляет себя во всей полноте в высших
моральных способностях, но на уровне релятивистской морали она может выступать не очень строгим судьёй.
Альтруистически ориентированное просоциальное поведение, индуцируемое эмпатическим отношением к окружающим, изучалось многими психологами (Batson, Lishner, Stocks, 2015; Eisenberg, Miller, 1987; Hoffman, 1991, 2000; и др.), но как связанное с составом высших
моральных способностей ещё не рассматривалось.
Таким образом, в отличие от
моральных способностей, которые имеют отношение к соблюдению локальных правил морального поведения, установленных сообществом, обществом, высшие моральные способности связаны с ориентацией на соблюдение общечеловеческих принципов морали.
В таком случае права становятся синонимом индивидуальной способности, данной нравственным законом,
моральной способности к действию.
Нужно создать новый «гуманизм труда, который восхвалял бы свободу человека, его креативность, его интеллектуальные и
моральные способности».
Только в нём есть внешнее моё и твоё, и только через позиционирование внешнего моего и твоего субъект может получить пространство для манёвра, в котором он может свободно и беспрепятственно развивать свои
моральные способности.
Умственными способностями, спортивными и
моральной способностью.
Это идеал, степень реализации которого будет зависеть от всех наших интеллектуальных, материальных и
моральных способностей, причём любое постепенное продвижение к этому идеалу принесёт пользу и каждому человеку, и всему обществу.
Следовательно, в том и другом содержится понятие принуждения, будь оно самопринуждение или принуждение со стороны другого;
моральная способность самопринуждения может называться добродетелью, а поступок, исходящий из такого образа мыслей (из уважения к закону), – добродетельным (этическим) поступком, хотя закон формулирует правовой долг.
Члены такого общества, объединённые в законодательстве, называются гражданами, и юридическими атрибутами, неотделимыми от их природы как таковой, являются юридическая свобода – не подчиняться никакому другому закону, кроме того, на который они дали своё согласие; – гражданское равенство – не признавать никакого начальника среди людей по отношению к себе, но только такого, которого они имеют
моральную способность связывать так же юридически, как последний может связывать их; в-третьих, атрибут гражданской независимости, обязанной своим существованием и сохранением не произволу кого-либо другого из народа, а своим собственным правам и полномочиям, как члена содружества, и не быть представленной никем другим в правовых вопросах.
Он отличается от
моральной способности (любви, уважения), хотя и может иметь их в качестве своей предпосылки.
Важным специфическим требованием этики воинской деятельности является постоянная готовность и
моральные способности осуществлять вооружённое насилие в интересах защиты общества, достигать поставленных командованием целей даже ценой самопожертвования.
В этом случае место исследования этического занимает исследование разума, который, по сути, и приравнивается к самой
моральной способности, становится аналогом «морального чувства».