Оно обязательно входило в завещания
московских великих князей в продолжение почти 200 лет.
Но
московским великим князьям не нужны были сильные князья – вассалы, а только холопы.
Люди на себе ощущали – жить под рукой
московского великого князя удобнее и безопаснее, чем цепляться за какую-то самостоятельность.
Многие века, вплоть до XVIII века, он служил усыпальницей
московских великих князей и русских царей.
Материальные предметы позволяют отбросить любые подозрения в подделке документов в переписке между ханами и
московскими великими князьями, поскольку не являются правовыми отношениями, действующими в более позднее время.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: бананник — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Был тесно связан с
московскими великими князьями и активно помогал им в борьбе за объединение русских земель.
Инициатива перешла к
московскому великому князю, и переход его к наступательной политике был лишь вопросом времени, а повод – что ж, повод долго искать не надо было.
При описании того, как
московские великие князья и цари подчиняли себе региональную власть, мы будем применять хронологический подход, делая отступления тематического характера.
Зная агрессивный настрой в их адрес
московских великих князей, новгородцы любой ценой искали пути сохранения их богатств, привилегий, вольницы, самостоятельности.
На протяжении XVI и XVII веков
московские великие князья и цари регулярно делали денежные пожертвования православным монастырям и патриархатам в обмен на молитвы за великокняжескую или царскую семью.
Натянутость и искусственность этой концепции очевидны, но ведь и выросла она не как научное обобщение, а как обоснование политической программы
московских великих князей и царей.
Сохранилась, в частности, в достаточно полном виде переписка между
московским великим князем и крымскими ханами, которая по большей части была опубликована.
Неподалёку от него была сооружена усыпальница
московских великих князей – Архангельский собор.
Ступенькой ниже их стояли князья служилые, «отъехавшие» со своими владениями к
московскому великому князю.
Московские великие князья (с 1547 года именовавшиеся царями) правили страной, где всегда не хватало людей для армии и бюрократического аппарата и тем более – для производительного труда, обеспечивающего налоговые поступления.
Рассматривая иммунитетные грамоты как документы, содержащие «какие-либо изъятия… от общих порядков суда и податных обязанностей», автор считал, что этими пожалованиями
московские великие князья и цари «создают указную практику, на почве которой могут выработаться мало-помалу общие нормы».
Аналогичный случай в русской истории произойдёт в период «татарского ига», когда
московские великие князья, чтобы единым государством, великой объединённой силой выступить против татар, используют этот термин.
Они были их частными собственностями, а «государем» их земель почитался уже
московский великий князь.
Подобно позднейшим владетельным князьям, которые, переходя от литовского князя на службу к
московскому великому князю, передавали в его власть свои земли, древнейшие бояре-землевладельцы «отъезжали с вотчинами» от одного князя к другому.
Московские великие князья получили поэтому некоторую возможность учесть население и начали крепить его к тому или иному роду государственных повинностей.
Этот взгляд начиная с XVI века разделяют
московские великие князья и цари.
Но после монголо-татарского нашествия уже
московские великие князья, а затем цари всё чаще делали выбор внутри своего государства.
Московские великие князья использовали введённую монголами систему всеобщего данничества и всеобщей военной обязанности.
Тем более что их было совсем немного и все они принадлежали к аристократической и служебной элите
московских великих князей.
Были такие первые советники и во времена
московских великих князей и царей.
Поэтому многие православные шляхтичи предпочитали отъезжать к
московским великим князьям, рассчитывая, что служить у единоверцев будет легче.
Эти же самые черты, только в более широких размерах, повторяются и в хоромах
московского великого князя.
Служебных князей, находившихся в службе у
московского великого князя и у значительных удельных князей, было весьма значительное количество.
Московские великие князья, начиная со св.
Московские великие князья, преисполненные гордости за свою страну, не без надменности взирают на европейских правителей.
Косвенным образом мы можем судить об объёме власти
московских великих князей по появлению у них титула «государь».
Одни и те же обстоятельства, с одной стороны, поставили
московского великого князя на высоту национального государя с широкой властью, с другой – навязали ему правительственный класс с притязательными политическими вкусами и стремлениями и со стеснительной для верховной власти сословной организацией.
Русские историки не без удивления констатировали этот факт уплаты русскими государями дани касимовским ханам, которые обычно рисуются жалкими подручниками
московских великих князей и царей и безвольными исполнителями их приказаний.
Уже в половине XV века
московский великий князь был окружён плотной стеной, порядка четырёх десятков знатных боярских фамилий, а к концу XVI века их насчитывалось до 200, ими была представлена вся русская равнина со своими окраинами.
Их потомки становились родоночальниками княжеских династий и боярских родов, представители которых служили как польским королям, так и
московским великим князьям.
У многих новых московских бояр из бывших удельных князей осталось глубокое сожаление об утраченных правах своих предков и явилось чувство жгучей зависти к
московскому великому князю.
Видно, во-первых, что она вырабатывается под давлением изменявшихся внешних сношений
московского великого князя.
Дела литовские мешали
московскому великому князю вступиться в усобицу тверских князей.
По утверждению одних, новый
московский великий князь был жалкий политик и даже не при своём уме…
Князья при этом обязывались иного государя, кроме
московского великого князя, себе не искать, и над воеводами, которых к ним пошлют, никакого лиха и хитрости не учинить.
Большинство тверских бояр и детей боярских перешло на сторону
московского великого князя.
Ведь
московские великие князья исстари на русских княжнах женились, лишь изредка – на литовских.
Но при этом московский князь, отдавая их своему ростовскому зятю, постарался сохранить реальный контроль за ними, и зять фактически находился на положении «слуги» у
московских великих князей.
Согласно традиции, вдовы
московских великих князей «по достоянию» получали вдовий прожиточный удел, но их никогда не назначали правительницами.
Например, в «Устюжском летописце», автор которого называет их «жестокосердечными», в том числе для того, чтобы превознести своих земляков устюжан – «усердных споборников и верных служителей
московских великих князей».
Главный фактор того «политического возвышения», которое, в конце концов, превратило
московского великого князя в единодержавного русского государя, – постепенное увеличение доли вотчинного наследства, какая «на старейший путь» выпадала по духовным грамотам старшему сыну.
Вернуть его было заветной мечтой
московских великих князей.
Впрочем, это обстоятельство едва ли может затруднять нас: общее понятие о древнейшем дворе
московских великих князей мы можем составить себе из летописных известий XI и XII столетий, где княжий двор, нося общие черты на севере и на юге, изображается с достаточными подробностями, по крайней мере, в отношении своих частей.
Но отношения
московского великого князя с другими служителями церкви были далеко не безоблачны.
Не желая довольствоваться малым уделом, он перешёл на службу к
московскому великому князю; а может быть он был лишён и удела.