На протяжении XVI и XVII веков
московские великие князья и цари регулярно делали денежные пожертвования православным монастырям и патриархатам в обмен на молитвы за великокняжескую или царскую семью.
Зная агрессивный настрой в их адрес
московских великих князей, новгородцы любой ценой искали пути сохранения их богатств, привилегий, вольницы, самостоятельности.
Был тесно связан с
московскими великими князьями и активно помогал им в борьбе за объединение русских земель.
Люди на себе ощущали – жить под рукой
московского великого князя удобнее и безопаснее, чем цепляться за какую-то самостоятельность.
Затем стали сюда приходить
московские великие князья, изредка – князья литовские.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: пингвинарий — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Многие века, вплоть до XVIII века, он служил усыпальницей
московских великих князей и русских царей.
Натянутость и искусственность этой концепции очевидны, но ведь и выросла она не как научное обобщение, а как обоснование политической программы
московских великих князей и царей.
Оно обязательно входило в завещания
московских великих князей в продолжение почти 200 лет.
Видно, во-первых, что она вырабатывается под давлением изменявшихся внешних сношений
московского великого князя.
Сохранилась, в частности, в достаточно полном виде переписка между
московским великим князем и крымскими ханами, которая по большей части была опубликована.
Материальные предметы позволяют отбросить любые подозрения в подделке документов в переписке между ханами и
московскими великими князьями, поскольку не являются правовыми отношениями, действующими в более позднее время.
Инициатива перешла к
московскому великому князю, и переход его к наступательной политике был лишь вопросом времени, а повод – что ж, повод долго искать не надо было.
Но
московским великим князьям не нужны были сильные князья – вассалы, а только холопы.
Прежде столкновения
московских великих князей с их русскими соседями затрагивали только местные интересы и чувства москвича, тверича, рязанца, разъединявшие их друг с другом.
Неподалёку от него была сооружена усыпальница
московских великих князей – Архангельский собор.
При описании того, как
московские великие князья и цари подчиняли себе региональную власть, мы будем применять хронологический подход, делая отступления тематического характера.
Аналогичный случай в русской истории произойдёт в период «татарского ига», когда
московские великие князья, чтобы единым государством, великой объединённой силой выступить против татар, используют этот термин.
Одни и те же обстоятельства, с одной стороны, поставили
московского великого князя на высоту национального государя с широкой властью, с другой – навязали ему правительственный класс с притязательными политическими вкусами и стремлениями и со стеснительной для верховной власти сословной организацией.
Ступенькой ниже их стояли князья служилые, «отъехавшие» со своими владениями к
московскому великому князю.
Право вести переговоры непосредственно с татарским ханом стало прямо-таки княжеской привилегией, признаком суверенитета, и впоследствии
московским великим князьям потребовалось немало усилий, чтобы разобраться с этим унаследованным правом.
Рассматривая иммунитетные грамоты как документы, содержащие «какие-либо изъятия… от общих порядков суда и податных обязанностей», автор считал, что этими пожалованиями
московские великие князья и цари «создают указную практику, на почве которой могут выработаться мало-помалу общие нормы».
Московские великие князья (с 1547 года именовавшиеся царями) правили страной, где всегда не хватало людей для армии и бюрократического аппарата и тем более – для производительного труда, обеспечивающего налоговые поступления.
Этот взгляд начиная с XVI века разделяют
московские великие князья и цари.
Московские великие князья получили поэтому некоторую возможность учесть население и начали крепить его к тому или иному роду государственных повинностей.
Эти же самые черты, только в более широких размерах, повторяются и в хоромах
московского великого князя.
Поэтому многие православные шляхтичи предпочитали отъезжать к
московским великим князьям, рассчитывая, что служить у единоверцев будет легче.
Московские великие князья использовали введённую монголами систему всеобщего данничества и всеобщей военной обязанности.
Право отъезда было более невыгодно для слабых князей, чем для
московского великого князя.
Но после монголо-татарского нашествия уже
московские великие князья, а затем цари всё чаще делали выбор внутри своего государства.
Рано или поздно литовский и
московский великие князья должны были встретиться на этом пути собирания.
Но при этом московский князь, отдавая их своему ростовскому зятю, постарался сохранить реальный контроль за ними, и зять фактически находился на положении «слуги» у
московских великих князей.
Русские историки не без удивления констатировали этот факт уплаты русскими государями дани касимовским ханам, которые обычно рисуются жалкими подручниками
московских великих князей и царей и безвольными исполнителями их приказаний.
Большинство тверских бояр и детей боярских перешло на сторону
московского великого князя.
Они благодаря своему высокому происхождению систематически оттесняли прежних слуг
московского великого князя, занимая всюду первые места.
У многих новых московских бояр из бывших удельных князей осталось глубокое сожаление об утраченных правах своих предков и явилось чувство жгучей зависти к
московскому великому князю.
Ведь
московские великие князья исстари на русских княжнах женились, лишь изредка – на литовских.
Московские великие князья с большим подозрением взирали на «бояр-княжат», не без оснований подозревая их в намерениях «подыскиваться на царство».
Вернуть его было заветной мечтой
московских великих князей.
Московские великие князья (впоследствии – цари) спокойно женились на своих русских подданных.
Московские великие князья, начиная со св.
Но за эти несколько столетий имя
московского великого князя стало символом русской воинской славы.
Косвенным образом мы можем судить об объёме власти
московских великих князей по появлению у них титула «государь».
Были такие первые советники и во времена
московских великих князей и царей.
Не далее как два-три года назад
московский великий князь чествовал ханских послов как дорогих гостей; бояре перед ними чуть на коленях не ползали, а теперь – другим духом понесло!
Князья при этом обязывались иного государя, кроме
московского великого князя, себе не искать, и над воеводами, которых к ним пошлют, никакого лиха и хитрости не учинить.
Уже в половине XV века
московский великий князь был окружён плотной стеной, порядка четырёх десятков знатных боярских фамилий, а к концу XVI века их насчитывалось до 200, ими была представлена вся русская равнина со своими окраинами.
Главный фактор того «политического возвышения», которое, в конце концов, превратило
московского великого князя в единодержавного русского государя, – постепенное увеличение доли вотчинного наследства, какая «на старейший путь» выпадала по духовным грамотам старшему сыну.
Впрочем, это обстоятельство едва ли может затруднять нас в настоящем случае: общее понятие о древнейшем дворе
московских великих князей мы можем составить себе из летописных известий X, XI и XII столетий, где княжий двор, нося общие черты на севере и на юге, изображается с достаточными подробностями, по крайней мере в отношении своих частей.
Но отношения
московского великого князя с другими служителями церкви были далеко не безоблачны.
Московским великим князьям и российским императорам для изменения порядка престолонаследия подобных «соборов» уже не понадобится.