Правда классическое
мусульманское право предусматривает некоторые имущественные гарантии для женщин, например, в случае развода бывший супруг должен обеспечить её и детей.
Уместно сослаться на положения
мусульманского права, предусматривающие регулирование налогообложения иностранных купцов с учётом принципа взаимности.
Согласно этому нарративу, субъекты
мусульманского права являются пассивными наблюдателями, против которых выступают имперские институциональные силы и механизмы производства знаний в лице ориентализма.
Мусульманское право сформировалось в глубоком средневековье и с тех пор проделало существенную эволюцию с точки зрения развития своих источников.
К тому же классическое
мусульманское право применяется только к мусульманам, в отношениях их между собой.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: охлест — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
В последующих частях вступительной главы я рассмотрю некоторые ограничения, стоящие на пути исследований
мусульманского права.
По содержанию нормы
мусульманского права также существенно отличаются от европейских.
Иджма –третий источник
мусульманского права – комментарии ислама, составленные его толкователями: докторами мусульманской религии.
Между тем, в отличие от римского права доклассического периода, в системе
мусульманского права применение наказания согласно принципу талиона, не является обязательной, единственно возможной и необходимой реализацией данного принципа в вопросах ответственности.
Это следующая, вытекающая из указанной выше, отличительная особенность
мусульманского права от других систем права.
Классическое
мусульманское право действует в своём прежнем виде лишь в немногих мусульманских государствах, в большинстве же стран оно подверглось влиянию общечеловеческих норм и принципов, воздействию международного права, но тем не менее по конституциям большинства мусульманских стран источником законодательства является шариат.
Мусульманское право основано на догме, вероубеждении и в этом его главная отличительная особенность от других правовых систем современности.
По
мусульманскому праву правила поведения регулируются религиозными, юридическими, нравственными нормами, обычаями, правилами вежливости и этикета.
Во-первых, как уже отмечалось, в отличие от своих центральноазиатских современников, российские и европейские авторы не имели причин идеализировать ситуацию с применением
мусульманского права, поэтому в их записках нашло отражение применение как мусульманских политических и правовых институтов, так и обычно-правовых, и элементов прежней «чингизидской» (т. е. монгольской имперской) государственности и права.
Система
мусульманского права отличается от других правовых систем своеобразием, неповторимостью источников, структуры, терминов, конструкций, понятием нормы.
Многие институты
мусульманского права (например, халифат, имамат, аш-шура, закят и др.) неизвестны ни странам тоталитарного социализма, ни современного социально-демократического капитализма, принцип руководящей роли коммунистической партии не существует в подавляющем большинстве стран и т. д.
Наука
мусульманского права сформировалась и стабилизировалась в глубоком средневековье, объясняет некоторые черты этого права: архаический характер ряда институтов, его казуистичность и отсутствие систематизации.
Прежде чем ознакомиться более подробно с вопросами ответственности в
мусульманском праве необходимо привести краткую характеристику структуры механизма ответственности и основных его источников, исходя из того, что именно они образуют доктрину, учение о праве – фикх (в буквальном пер. с араб. – «понимание», «знание», «разумение»).
Вместе с тем в
мусульманском праве вполне уместно выделять два правовых массива – «право личного статуса» и «право властных норм», – вокруг которых формируются соответственно частные и публичные нормы.
Раздел
мусульманского права, в котором рассматриваются проблемы наказания за правонарушения, как указывалось выше, именуется «укубой».
При этом, с точки зрения фикха, система ответственности и наказаний в
мусульманском праве образует следующую трехзвенную структуру: худуд, кисас, тазир.
Собственно говоря, такая же неоднородность мнений по указанному вопросу наблюдается и в среде арабоязычных исследователей
мусульманского права.
Система
мусульманского права основана на методе запретов и дозволений.
Аятоллой становится учёный, занимающийся вопросами
мусульманского права и религиозной философии, около которого группируется кружок учеников.
Во-вторых,
мусульманское право представлено в сравнении с международным правом.
Тайна моя раскрыта, а сам я нахожусь на земле христиан, вдали от мудрого деда и защиты сурового
мусульманского права.
Разрешение споров на основе
мусульманского права является светской функцией государства.
Этот человек был одним из выдающихся знатоков
мусульманского права и учителей ханафитского мазхаба.
Современное
мусульманское право находится в кризисе, а точнее, в ступоре.
Истец претендовал на долю в страховой выплате, однако суд признал сам заключённый договор недействительным на том основании, что он противоречит
мусульманскому праву.
Однако нельзя не учитывать особенностей развития
мусульманского права, его традиций и влияния на развитие общественных отношений в мусульманском обществе.
Иными словами, с точки зрения
мусульманского права (или, по меньшей мере, шиитского права), если будет доказано, что справедливость требует того, чтобы такой-то закон был таковым, а не иным, что если он окажется иным, то породит насилие и несправедливость, то мы поневоле должны сказать, что предписание религиозного законодательства именно таково.
Во многом это обусловлено и тем, что
мусульманское право неоднородно.
Первоначально на учебном отделении велось преподавание пяти иностранных языков – арабского, персидского, турецкого, новогреческого и французского, а также отдельного курса
мусульманского права.
Правоведы – факихи – составили своды
мусульманского права – шариата.
Немалую площадь занимали казённые и удельные владения, а также вакуфные (вакуф – в
мусульманском праве имущество, переданное государством или частным лицом на религиозные или благотворительна цели) земли.
Здесь работали кади, проповедники, преподаватели
мусульманского права.
Мусульманское право распространено в 51 государстве.
Положения
мусульманского права фактически не нашли отражения в данном нормативно-правовом акте.
Основной чертой, характеризующей
мусульманское право, является его тесная связь с религией.
Такая позиция, заметим, перекликается с устоями
мусульманского права, с позициями исламских правоведов.
Естественно поэтому появление среди исследуемых им объектов, наряду с другими феноменами
мусульманского права, таких источников обычного права как адаты и маслагаты.
Давно ставшая библиографической редкостью, она явилась подлинной книгой-матерью для десятков, если не сотен научных работ, посвящённых различным аспектам
мусульманского права.
Из периферийной темы, привлекавшей внимание лишь узкой группы исламоведов и профессиональных борцов с пережитками религиозных культов,
мусульманское право превратилось в одну из современных правовых дисциплин, различные элементы которой в наши дни изучаются во многих российских вузах.
Нормы
мусульманского права оказывают существенное влияние на предпринимательскую деятельность мусульман.
Во-первых, это рассмотрение
мусульманского права более всего с точки зрения государственного права, что особенно важно сегодня, когда под лозунгами «Исламского государства» в мусульманском мире выступают самые радикальные силы, использующие различия в представлениях об исламском государстве как повод и оправдание для военного противостояния между мусульманскими партиями и движениями.
В-четвёртых,
мусульманское право выступает как постоянно развивающаяся отрасль «исламских наук».
Однако в литературе, посвящённой
мусульманскому праву, под кади обычно подразумевается судья, возглавляющий шариатский суд.
Множество подходов, которые сформировались в различных центрах
мусульманского права по всему миру, отличаются тем, что большинство из них основаны на спекуляции и манипуляции различными правовыми и экономическими категориями.
Игнорирование богатого опыта классического
мусульманского права стало одной из причин, по которой большинство финансовых и договорных инструментов, создаваемых различными мусульманскими юристами, страдают от неполноценности и недоработки.