Неудивительно, что
народная фантазия наделила это отталкивающее создание сверхъестественными свойствами.
Народная фантазия рисовала их в виде человекоподобных существ, нередко огромных, хитрых, злобных и отвратительных тварей, способных причинить всевозможное зло.
По всей стране поднимаются высокие холмы, образуя округлённые долины, в которых
народная фантазия помещала рай.
Позднее
народная фантазия произвела на свет маленького волшебника конька-горбунка, обладающего силой перелетать во мгновение ока со своим седоком в тридевятое царство, в тридесятое государство.
Чем дальше, тем точнее и детальнее становится легенда, переходя из создания
народной фантазии в область фантастического, исторического рассказа.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: подера — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Хотя, конечно, в
народной фантазии куръ и куры слились воедино.
Так что не одни мы такие умные, чтобы догадаться о подсознательной связи имени с психикой человека, –
народная фантазия всегда интуитивно чувствовала эту связь и с успехом использовала её в жизни.
Даже названия отдельных мест здесь звучат подобно строкам старинных стихотворений, заставляя поражаться
народной фантазией.
Развалины, существующие, во всяком случае, около тысячи лет, всегда возбуждали и до сих пор возбуждают
народную фантазию.
Их персонажи иногда – не более чем творения
народной фантазии.
Растущий охват видимого мира в искусстве, равно как и проявление чисто
народной фантазии, которая подчас отражала какие-то сомнения, страхи, а быть может, и свободомыслие, смущал церковные круги.
Дескать,
народная фантазия использовала применительно к явлениям природы поэтические метафоры – так и сформировались мифологические сюжеты.
Народная фантазия позволяла себе в данном случае некоторого рода свободу, пользуясь тем, так сказать, простором, который является обычным условием народных эпических вступлений.
Для этих божеств
народная фантазия создаёт свои образы, изустное предание их именует и украшает, обряды изъясняют их значение; но, несмотря на это, образы, имена и атрибуты всё-таки колеблются в какой-то таинственной неопределённости до тех пор, пока наконец зодчество не установит различные оттенки понятия какого-нибудь божества и не окаменит их, так сказать, однажды навсегда в определённые формы.
Те поэтические образы, в каких рисовала
народная фантазия могучие стихии и их влияние на природу, почти исключительно были заимствуемы из того, что окружало человека, что по тому самому было для него и ближе и доступнее; из собственной житейской обстановки брал он свои наглядные уподобления и заставлял божественные существа творить то же на небе, что делал сам на земле.
Оно представляет собой фантастическое отражение реальности, является бессознательно-художественной «переработкой» природы и общества
народной фантазией.
Вот что побудило меня обратить внимание на мифы древних славян, сохранившиеся до сих пор в праздниках и обрядах, суевериях и сказках, песнях и пословицах нашего народа, и исследовать внутреннюю силу этих призраков
народной фантазии, охранившую их так долго от забвения времени и от света просвещения и истины.
Итак, положительно сказать можно, что наука достигла наконец до истинного понятия нашей мифологии, видя в ней один бесконечный ряд поэтических олицетворений законов, сил и явлений природы, – олицетворений, созданных пышною
народною фантазиею и проникнутых духом глубокого миросознания славянина.
Пантеоны каждого города включали до нескольких десятков богов и богинь, которых
народная фантазия уподобляла людям, наделяя их множеством человеческих страстей и слабостей: они были вздорны, завистливы, мстительны, похотливы и ленивы.
При распределении загробных мук
народная фантазия руководилась мыслию о соответствии наказания с грехом: сейчас указано, что язык, произносивший клевету, должен лизать горячее железо, а руки, загребавшие золото, – загребать жар, который сам метафорически назывался золотом; бабы, которые, торгуя молоком, подмешивают в него воду, осуждаются поливать друг друга водою и т. д.
Это, во-первых, потому, что источниками, из которых брал народ данные для своих легендарных сказаний, были по преимуществу сочинения апокрифические, составлявшие его любимое чтение; а во-вторых, – потому, что новые христианские черты, налагаемые на старое, давно созданное содержание, должны были подчиняться требованиям
народной фантазии и согласоваться с преданьями и поверьями, уцелевшими от эпохи доисторической.
Но безграничная
народная фантазия не удовлетворилась этим.
Предание, особенно древнее, имеет ту особенность, что исторически достоверным в нём остаётся только главное событие, которое легло в его основу, а обстоятельства, подробности, даже имена действующих лиц преобразуются
народной фантазией очень вольно.
Со свойственным позитивизму редукционизмом адепты мифологической школы стремились найти «реальные» основания
народной фантазии – будь то метеорологические явления, исторические события или провоцирующие воображение «болезни языка».
Уж кого-кого, а богатырей многократно объявляли порождениями
народной фантазии…
Если эти рассказы и стоит записывать и изучать, говорят нередко, то только этнографам-фольклористам, изучающим мифы и легенды о сверхъестественном, рождённые
народной фантазией.
Просто они расцвечены
народной фантазией, и уже не всегда возможно разобраться, где заканчивается правда и начинается область древнего фольклора и городских легенд.
И хотя я понимала, что большая часть ужасов обязана
народной фантазии, но не могла закрыть глаза на факты.
Некоторые мифы и теории порождает
народная фантазия, они мощно фиксируются в сознании людей, и их принимают за истину.
О нём за последнюю тысячу лет было сложено немало гимнов и сказаний, и стоит заметить, что многие из них являются плодом
народной фантазии из-за любви к этому великому человеку (позволю себе заметить, что любовь и почитание его действительно оправданы).
Народная фантазия здесь так сильно переплелась с правдой, что отличить одно от другого крайне сложно.
Народная фантазия представляет их в виде бородатых карликов с грубыми, смешными чертами лица; одеты они в узкие коричневые кафтанчики и монашеские капюшоны.
Собирание материалов подобного рода находилось ещё только в начальной стадии, хотя вовсю уже вызревала мысль, что в фольклорных произведениях, в буйной
народной фантазии, отражены все грани общественной жизни разных народов.
Но древнейшими из баллад являются те, в которых раскрывается поэтическое мировоззрение наших предков, древние мифологические представления, мир
народной фантазии.
Я полагаю, вымыслы
народной фантазии могут дать самовернейшее понятие о народе; руководясь этой мыслию, я выбрал, по своему крайнему разумению, один из наихарактернейших и представил тебе, да узришь хотя некоторые черты моих земляков, не искажённые пристрастием, или ненавистью, или легкомыслием.
Ну, а остальное дополнила богатая
народная фантазия.
Почитаются многие горы;
народная фантазия делает их обиталищами богов.
По имени последнего мы и называем евгемеризмом такое толкование мифов, которое определяет миф только как воспоминание об исторических событиях, расцвеченное
народной фантазией и видоизменённое в процессе передачи от поколения к поколению.
Мы видим, что искусство вброса в ту пору было обязательным и осознанным делом верхов, а не проявлением наивной
народной фантазии.
Архитекторы черпали вдохновение в готике и классицизме, фольклористы бросились записывать предания, а художники – писать исторические полотна, на которых появлялись важные сражения, древние боги и, конечно, созданные
народной фантазией существа.
Историки уже давно перестали относиться к легендам как к проявлениям
народной фантазии.
Они срывали «La rose qui parle» такими неуклюжими и грубыми руками, что было бы лучше, если бы вечное молчание царило вокруг этой прелести
народной фантазии, ими осквернённой и униженной.
Мысль о том, что все сообщения о «снежном человеке», «диком человеке» и т. п. относятся исключительно к области
народной фантазии, противоречит прежде всего науке о мифологии и фольклоре.
Народная фантазия выдумала зеркальце, которое по желанию его владельца могло показать, что делают другие люди; блюдечко, заглянув в которое, можно было увидеть, где находится твой суженый; волшебный клубочек, который мог всегда указать правильную дорогу и помочь выбраться из дремучего леса.
Народная фантазия придала литературную форму сюжетам о богах и героях, их поступкам, приключениям и т. д.
Пожалуй, легче согласиться с тем, что наши далёкие предки якобы застали ещё остатки мира динозавров и видели воочию птеродактилей, чем принять на веру тот факт, что какую-то определённую историческую личность
народная фантазия воплотила в такой ужасный образ.
Но анекдоты рождает
народная фантазия.
Мифы – это результат коллективной
народной фантазии, с помощью которой люди объясняли окружающий мир и происходящие явления, чтобы лучше в нём ориентироваться.
Именно поэтому «простой, безыскусственный, но полный кипучей
народной фантазии рассказ» ценнее литературной моды.
Таких персонажей древних мифов принято считать домыслом
народной фантазии, в общем-то, верно отобразившей реальные исторические события, но с неизбежным мифотворчеством в виде богов.