Относительно роли балагана в истории театра и в деле
народного развития мы ещё с вами поспорим.
Ясное же и определённое общественное мнение о воспитании, сознающее цель воспитания, его требования и средства, есть именно та почва, в которой может укорениться самостоятельное развитие народного воспитания, – один из важнейших исторических органов общего
народного развития.
Каково было наше древнее общество, какова была наша древняя общественность, эта действующая нравственная сила
народного развития, эта нравственная система, или нравственный склад житейских отношений?
Для подробного уяснения и сознательного понимания своей исторической доли нам необходимо с особенным вниманием углубиться в изучение внутреннего
народного развития, которое в своих последовательных ступенях представит несравненно больше интереса и несравненно правдивее расскажет нам нашу родную быль.
Маковеев, то русская партия называется у нихъ «рабскою», её представители «рабами» и «ренегатами», а иногда даже «гадюками», мужество – дерзостью и они, те клеветники, вывертая глаза, на подобие фарисеев и испуская благочестивые вздохи, плачутся и рыдают, что члены русской партии – «противники»
народного развития.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: скотиний — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Когда взамен родовых, кровных определений лица, взамен родовых достоинств личности новорождённая государственность поставила служебные её достоинства, достоинства личной службы государю и его государству, старая общественность никак не могла понять этого нового шага в
народном развитии и встретила враждебно эту новину жизни, боролась с нею до последних сил и до последних дней, даже и после того, как местнический устав официально был упразднён.
Она почти изъята из рук бескорыстных ревнителей
народного развития и попала в распоряжение капиталистов, сделавшихся вследствие этого главными поставщиками духовной пищи масс, и что, поставляя эту последнюю, издатели руководствуются не принципиальными соображениями о смысле и значении просвещения и духовного развития, а расчётом личной наживы, который направляет руку дающего не столько к просвещению и духовному возвышению приемлющего, сколько к затемнению народного сознания и культивированию более низких свойств человека; что в руки лиц, заботящихся исключительно о личной наживе, копали и зрелища для народных масс, и что в интересах этих лиц – удовлетворять путём театральных представлений, и содействовать таким образом развитию не высших, а низших инстинктов человека.
Самодержавное правительство, являясь остатком мрачного средневековья, от которого западные народы уже давно избавились, в первые века возникновения русского государства было необходимою системою для укрепления и защиты нового общества, но в настоящее время, когда жизнь изменила все людские отношения, и выставила пред обществом совершенно иные задачи, – это самодержавное правительство является тормозом для
народного развития, защитником сословных привилегий, несправедливых законов, врагом прогресса, держателем и распространителем всяких суеверий и зверских понятий.
Понятно, что при равенстве этих условий из двух государств сильнее то, которое больше другого, но при отсутствии этих условий обширность государства не только не даёт ему силы сравнительно с небольшим государством, обладающим этими условиями, но и служит главным препятствием
народному развитию.
У нас особенно настоятельна обработка бытовой истории – истории внутреннего развития, домашних дел и отношений народа, – словом, истории народного житья-бытья, потому что наша история, по случаю слабого, почти ничтожного развития исторической личности, представляет самый наглядный пример
народного развития из непосредственных, природных или, вернее сказать, первобытных начал жизни.