Право как самостоятельная целостная
нормативная система в современном виде – это результат исторического развития.
Однако эти правила составляли самостоятельную
нормативную систему с чётко ограниченной сферой действия по предмету и кругу лиц.
Одной из особенностей
нормативной системы рассматриваемого периода было появление агрокалендарей – первых письменных источников.
Хотя кризис был вызван множеством факторов, включая стратегические просчёты и неэффективность
нормативной системы, неспособность крупных компаний следить за жизнеспособностью бизнеса также сыграла свою роль.
При переходе от присваивающей экономики к производящей в
нормативной системе происходят существенные изменения.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: снабдиться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Относительно масштабов шариата как
нормативной системы высказываются различные точки зрения.
Все нормы, которые можно вывести из одной и основной нормы, образуют определённую
нормативную систему, которая характеризуется рядом особенностей (например, непротиворечивостью, связанностью норм).
Однако это не так: в пространствах, не занятых устоявшимися или формирующимися
нормативными системами, отдельные лица и группы разыгрывают собственные немаловажные стратегии, накладывающие на политическую действительность заметный отпечаток, не ставя под сомнение властные модели, но влияя на них и их видоизменяя.
У европейца подобные действия, несомненно, регулируются определёнными нормами, принадлежащими к разным
нормативным системам.
Везде, где они происходят, на протяжении какого-то времени существуют и соперничают две
нормативные системы – старая и новая.
Легитимация приходит на смену религиозному и метафизическому обоснованию
нормативных систем.
Элементами индивидуальных
нормативных систем являются разум, правосознаниеи интуитивное право.
Следует отметить, что в антропологии права
нормативная система права рассматривается не как единственный, а лишь как один из необходимых элементов права и правовой реальности.
Для социологии общественное мнение не просто важный источник информации о настроениях и чаяниях людей или социальный институт, определяющий и поддерживающий
нормативную систему общества.
Все вышеперечисленные виды культурных норм составляют
нормативную систему культуры, благодаря которой сохраняется «духовное единство нации, этническое самосознание и способность народа к постоянному творческому поиску» (с. 108).
Именно социальная
нормативная система формирует обязанность как меру возможного и необходимого обременениялица, делая его впоследствии долгом (долженствованием).
Следует отметить, что понимание системности не в аспекте единой системы права, а как множества норм, объединённых по конкретным группам локальных
нормативных систем для разрешения юридических дел, есть не что иное, как проблематика судебного права, «права в действии».
Все элементы
нормативной системы культуры должны быть согласованы между собой.
Право традиционно рассматривается в качестве
нормативной системы.
Таким образом, право как составная часть
нормативной системы должно обеспечивать сохранение единства общества и поддерживать социальный порядок.
Разница между заключёнными и профессиональными преступниками в том, что первые при помощи
нормативной системы пытаются компенсировать утраченные возможности, а вторые – расширить их, паразитируя на обществе.
На самом деле признание единства естественного и позитивного права вовсе не означает «дуализма» права, т. е. признание существования двух параллельных
нормативных систем – реально-действующей и идеально-должной, а означает признание его «двусоставности», «двойственности» или «дуальности» как необходимого выражения его природы.
Таковой может являться не только правовая
нормативная система, но и традиционная, моральная, религиозная, идеологическая и т. д.
Рассмотрение
нормативной системы права в антропологическом подходе поэтому предстаёт хотя и не как изучение сущности права, но как исследование его формально-юридического субстрата, гарантирующего правопорядок (здесь – в смысле норм и соответствующего им поведения).
Индивидуальная
нормативная система основывается на уже существующей нормативной среде, изменяется сообразно эмпирическим наблюдениям, личным интересам, экономическим условиям, становясь выводным социально-психологическим и правовым знанием.
Отметим, что здесь присутствуют многие элементы теории социальных эстафет – скорость распространения эстафет в различных социальных средах, ограниченность поля реализации образцов, важная роль
нормативных систем.
Это даёт нам все основания говорить о наличии у древних монголов мифологической
нормативной системы, являющейся одной из древнейших мощных форм социального регулирования.
Разница здесь заключается лишь в содержательных акцентах: если органичность предполагает главным образом естественную «вплетенность» обычно-правового правила поведения в гуманитарную
нормативную систему, то свойство социальной адекватности имеет своим преимущественным значением поведенческое соответствие между практикой общественной жизни, реальными возможностями соответствующих субъектов социального бытия и имеющимся юридическим правилом.
Таким образом, при динамике незакономерных компонентов обычноправовой
нормативной системы её элементы структурного характера, как и должно, остаются константными.
Наиболее значимыми в
нормативной системе целевых ориентаций родителей выступают такие качества, как доброта и отзывчивость; волевые качества, стремление к образованию и культуре.
Основное отличие права от других правил поведения и
нормативных систем заключается в его тесной связи с государством.
Некоторые авторы, применяя современные критерии, называют первобытную
нормативную систему моралью, из которой эволюционным путём выделились право, этикет и другие виды социальных норм.
Представители некоторых социологических направлений считают древнюю
нормативную систему целостно религиозной, а мораль и право системами, эмансипировавшимися от религии.
Взаимосвязь государства и права несомненна, однако этот феномен, наблюдаемый в современной действительности, не означает невозможности возникновения права ранее возникновения государства, поскольку в догосударственном обществе уже существовала достаточно развитая
нормативная система регуляции обычно-правового характера.
Имплементацией таких соглашений в национальные
нормативные системы и будет достигаться гармонизация законодательств интегрирующихся государств.
Известно, что в
нормативной системе обособляются обязывающие нормы, регулирующие активное поведение субъектов общественных отношений, а также нормы, запрещающие и управомочивающие, соответственно возлагающие на лиц пассивные обязанности воздерживаться от совершения определённых действий или дозволяющие их носителям совершение активных действий.
Особый круг проблем социологии права связан с изучением конфликтности
нормативной системы и социальной практики, функцией социальной защиты – спроса на право и отказа от него, отклоняющегося и преступного поведения, а также форм его преодоления (гл. 3).
Право как
нормативная система включает два взаимосвязанных и, вместе с тем, относительно самостоятельных сегмента: публичное и частное право.
Тем не менее параметрами кризиса как ранее, так и на современном этапе является конфликт правовых систем; позитивного права и правосознания; действующей нормы и идеала; формы и содержания юридических отношений; легитимности и законности; ценностных параметров
нормативных систем; норм и институтов.
Дюркгейм ввёл понятие аномии: состояние общества, когда старые нормы и ценности уже не соответствуют реальным отношениям, а новые ещё не утвердились; это состояние разрушенности или ослабленности
нормативной системы общества, которая вызывается резкими изменениями, скачками.
Во-первых, содержание международного налогового права как
нормативной системы можно попытаться изложить, делая акцент на слове «международное», понимаемом в широком значении как «общемировое».
Понимание социальных практик, целеполагание и прогнозирование поведения является неотъемлемой частью индивидуальной
нормативной системы личности.
Этому же способствует отсутствие единых правовых ценностей, принципов права (точнее – их содержательных характеристик), плюрализм или множественность
нормативных систем.
Она, выступая в роли
нормативной системы регулирования отношений между людьми, носит всеобъемлющий характер, т. е. наличествует во всех без исключения сферах общественной жизни.
Однако следует иметь в виду, что по мере развития права, его усложнения до уровня
нормативной системы и особенно с появлением законодательства, разделённого на отрасли, правосознание как более древняя психическая структура, сохраняя определённую автономность, само становится частью права в широком смысле.
Причём, чем жёстче
нормативная система, тем больше она мифологична.
Юридическое мышление свойственно каждому человеку, по мере формирования индивидуальной
нормативной системы личностиего представления об объёме прав и обязанностей расширяются и конкретизируются.
Церковный ритуал, придворный этикет, военный устав, салонный кодекс хорошего тона – все эти структуры включали в себя и оперировали законченными и
нормативными системами жестикуляции, исходившими из единой предпосылки о контактах неравного и о внешнем выражении неравенства.
Здесь и далее постулаты футураструктурологии будут формулироваться нами как основания
нормативной системы знаний об обществе будущего, генетически связанных с исторически обусловленными процессами развития общества и системы позитивистских знаний об обществе.
Цель её изучения – знакомство с особенностями международного права как специфической части международной
нормативной системы, с нормами международно-правового регулирования отношений между государствами и другими субъектами международного права.