Извращая и искажая
нравственную природу человека, страх этот является в то же время одною из самых могучих и непоколебимых опор самодержавной власти полицейско-буржуазного государства.
Но эти мотивы достаточны ли для
нравственной природы человеческого общества?
Этот последний не относится ни к
нравственной природе поступка, ни к таланту, наглядно проявляющемуся в нём, ни, наконец, к страсти, имеющей всегда определённое содержание.
Личность здесь является не носительницей абсолютных задач, наделённою определённой
нравственной природой и способностями, а всецело продуктом исторического развития, изменяющимся с последним.
Это согласие или эти несоответствия порождены
нравственной природой, столь же прихотливой, столь же скрытой в своих играх, как природа фантастична в капризах деторождения.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: заговеться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Принятие такой ответственности отражает
нравственную природу экономических субъектов.
Поэтому, в противоположность гедонистам всех оттенков, я признаю следующую необходимую психологическую предпосылку этики: нравственность – есть самостоятельное качество человеческой души, его нельзя выводить из таких неэтических понятий, как удовольствие или счастие; само счастие подлежит нравственномусуду, этот суд определяет качество счастия, признавая его достойным или недостойным
нравственной природы человека.
И заметьте, что речь идёт здесь не об учёности, не о чтении, не о чём-то литературном или научном, а просто о соприкосновении сознаний, о мыслях, которые охватывают ребёнка в колыбели, окружают его среди игр, которые нашёптывает, лаская, его мать, о тех, которые в форме различных чувств проникают до мозга его костей вместе с воздухом, которым он дышит, и которые образуют его
нравственную природу ранее выхода в свет и появления в обществе.
Бог – судия; всеведение пророка выражается в умении его прозревать
нравственную природу человека; содержание глаголов – «чистые ученья любви и правды».
И куда не проникло ни христианство, ни другая религия, приносящая нравственную помощь, там животная энергия по необходимости разгорается в ужасное зло, и уродливые, страшные формы, в которые облекает их искусство, являются точным показателем искажения
нравственной природы.
Многие убеждения в
нравственной природе труда, которые мы принимаем как данность, являются пережитками той доиндустриальной, не приспособленной к современным условиям системы.
Рассматриваемая вне догматической формы проблема
нравственной природы человека не раз составляла предмет философского умозрения; на неё давался ответ в разных философских построениях.
Нечто подобное, быть может, свойство
нравственной природы человека, тяготеющей ко всяким действительным проявлениям искренности, а быть может, некоторая особенность просто животного темперамента побуждает людей с жаром воспринимать даже нечто незрелое и несовершенное, если только они видят, что оно служит боевым орудием против всякого духовного гнёта.
Суть
нравственной природы человека – способность и возможность убийства себе подобного, чего нет у других биологических видов.
Оно необходимое последствие прямого действия неизвестного начала на силы
нравственной природы, посредством которого эти силы получают несравненно большее развитие, нежели какими пользуются в обыкновенном положении.
Борьба противоположных элементов
нравственной природы человека воплощалась в борьбе двух крайних партий – прожигателей жизни и пуритан; они никогда не переставали враждовать между собою и смотрели на весь строй человеческой жизни с разных точек зрения и сквозь разные очки.
Они имеют в виду нравственную силу ученика даже более, чем его интеллектуальное развитие, ибо такое обучение само по себе развивает интеллект и оно же подвергает большому напряжению
нравственную природу человека.
Покойный романист наш успел – к половине долгой жизни – привести
нравственную природу свою в такое соответствие с благородством писательских своих помыслов и творчества вообще, что они составили вместе один образ, возбуждавший умиление и привязанность образованного мира.
Если, таким образом, в младенческом состоянии право является так близко связанным с другими сторонами
нравственной природы человека, если оно так тесно и безразлично сливается с лицом, так лично сознаётся, то понятно, что и средства охранения права главным образом лежат на том же лице.
В этом смысле христианская мораль, проистекающая из дуалистического понимания
нравственной природы человека, видящая в ней смешение добра и зла, необходимо является аскетической в смысле неустранимости дисгармонии и борьбы этих двух начал.
Такие естественные, необходимые по законам
нравственной природы, союзы утешительны и назидательны.
Пришёл момент, когда русские историки задумались над
нравственной природой петровских преобразований, об их моральной органичности.
Одни говорят об идеологической, христианской,
нравственной природе мышления человека, а другие утверждают, что мышление может быть только экономическим, товарным.
Дети же по своей
нравственной природе способны покрывать этот недостаток.
Суть последних заключалась в наблюдении за поведением ученика и благодаря этому выявлении его истинной
нравственной природы в различных обстоятельствах жизни.
Самообладание является мерилом
нравственной природы человека и показателем его духовного развития.
Величайшей ошибкой в истории человечества явилось противопоставление их одну другой, потому что это повело к расчленению единой
нравственной природы человека.
Эта презумпция
нравственной природы политической власти, впрочем, как и любой власти вообще, проходит красной нитью через всю историю развития человечества.
Безнравственность и аморальность представителей высших эшелонов власти объективно обусловлена тем, что единолично утверждаемые властные решения представляют собой сугубо рациональныеабстрактные интеллектуальные мыслеконструкции, которые построены на основе формальных рациональных рассуждений, аргументов и формальной логики умозаключений, полностью исключающие неконтролируемые страсти и эмоционально-чувственные нюансы
нравственной природы.
С самого начала формирования буржуазного общества действует
нравственная природа человека, действующая посредством разума; она действует прежде всякой буржуазной и научной культуре, потому что и то и другое возможно только благодаря их самодействующей активности.
Высшее сознание нашей
нравственной природы может быть достигнуто только в состоянии жестокой борьбы; высшее нравственное наслаждение всегда будет сопровождаться болью; нравственные достоинства уменьшаются в той противоположной степени, в какой увеличиваются удовольствие и склонность; принцип нравственности требует разума, независимого от всякой силы природы, следовательно, и от нравственных инстинктов (с. 331).
Ведь и он первоначально напал на свою идею как на такой символ, но, кроме того, ему пришёл на ум ряд имён, и его
нравственная природа стремилась выйти из состояния нетвёрдости; он отчётливо сознавал, что фантазию народа, или, как он сказал теперь одному преданному ему журналисту, фантазию публики надо направить на цель, которая была бы ясной, здоровой, разумной и согласной с истинными целями человечества и отечества.
Бессознательный поэт-мыслитель, он воспроизводил в своих гигантских созданиях
нравственную природу, сообразно с её вечными, незыблемыми законами, сообразно с её первоначальным планом, как будто бы он сам участвовал в составлении этих законов, в начертании этого плана.
Поэтому здесь даже безделье принимало совершенно иную, почти
нравственную природу.
Если мы требуем от ремесленника, чтобы он думал о своём ремесле и старался познакомиться с ним ближе, то неужели общество, доверяющее нам детей своих, не вправе требовать от нас, чтобы мы старались по мере сил своих познакомиться с тем предметом, который вверяется нашим попечениям, – с умственной и
нравственной природой человека.
Он редко ссылался на работы своих советских современников, зато постоянно обращался к метафоре, поэтическому языку и парадоксу, особенно когда размышлял над темами, пронизывавшими всю его философию, – гносеологической, метафизической и (в более поздних работах)
нравственной природой человеческого сознания.
Земная мораль не от богов, а в
нравственной природе поступков.
Совесть – это последнее препятствие, которое
нравственная природа человека ставит перед соблазняющими доводами разума.
Занятия наукой имеют бесценное значение для
нравственной природы человека.