Гораздо важнее оказывается различение между субъективной и
объективной психологией искусства.
Таким образом, вполне
объективной психологии, т. е. такой, в которой игнорируются переживания исследуемого субъекта и показания его самонаблюдения, быть не может.
Вопросом быть или не быть для
объективной психологии является вопрос метода.
Субъективная и
объективная психология искусства.
Таким образом, мы не только вновь сталкиваемся с не потерявшей до сих пор актуальности проблемой определения психики как предмета психологии, но и касаемся одной из самых сложных психологических проблем, «закрытой» ещё в XIX веке с появлением «
объективной психологии»: интерпретации субъективного мира животных, не поддающегося объективному исследованию.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: перечинка — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Реакцией на неразрешимые проблемы традиционной психологии явилось появление психологии поведения (
объективной психологии).
Использовалась та же стратегия, что и в
объективной психологии: исследование внешних проявлений «собирательной личности» в зависимости от внешних воздействий.
Именно по этой причине в текущем столетии сложилась
объективная психология, основное правило которой состоит в изучении фактов сознания извне, т. е. как объектов.
Поэтому он предложил развивать отдельно
объективную психологию и психологию сознания, пока не появится возможность для синтеза.
Естественно, меня интересует в первую очередь «
объективная психология».
А это в результате, уже исходя из
объективной психологии большинства видов животных, приводит к их одомашниванию.
Он создал
объективную психологию (позднее названную рефлексологией) – новую науку о поведении человека, опирающуюся на объективные методы исследований.
Вполне понятная неудовлетворённость естествоиспытателей таким положением привела почти к одновременному созданию нескольких школ
объективной психологии.
Использование гормональных реакций характерно для русской, павловской школы
объективной психологии.
Через исследование упражнения в стрельбе из лука, в писании на машинке или в механическом заучивании бессмысленного материала мы меньше всего можем приблизиться к пониманию этих высших форм памяти, хотя именно этот путь настойчиво диктуется современными «максималистами» в
объективной психологии, определяющими память как «общее понятие для выражения того факта, что после периода неупражнения в некоторых навыках функция их не утрачивается, но сохраняется как часть организации индивидуума».
Это путь физикализма и позитивизма, представленный в психологии такими направлениями, как бихевиоризм, реактология, рефлексология, «
объективная психология».
Бехтерева и его школы сначала в рамках
объективной психологии и прикладной психофизиологии, а позже – рефлексологии труда (1920, 1926 и др.).
Учение о реакциях человека в том виде, в котором оно формулируется в первом издании книги, во многом сходно с бехтеревской
объективной психологией, отличаясь от последней главным образом более широким толкованием человеческого поведения.
Но та научная дисциплина, которую я стремлюсь установить под наименованием «
Объективной психологии» или – точнее – «Рефлексологии», рассматривает нервно-психическую resp. соотносительную деятельность со строго объективной точки зрения, как совокупность высших или сочетательных рефлексов, имеющих свои внешние причины или внешние воздействия, предоставляя в то же время субъективной психологии изучать проявление субъективного характера этих рефлексов путём самонаблюдения.
Одно из различий между направлениями
объективной психологии связано с выбором реакций организма, которые используются в качестве показателей психических функций.
Продемонстрированная когнитивными психологами в указанных экспериментах тщательность проверки самого факта наличия ментальных образов вызывает у меня лично лишь недоумение, так как, с одной стороны, эксперименты эти не доказывают (тем более «объективно») факта наличия субъективных по своей природе ментальных образов, к тому же они и не являются, да и не могут являться по стандартам
объективной психологии «объективными».
Итак, с одной стороны, философия, а с другой –
объективная психология и биология расходятся в однозначной трактовке понимания закономерностей возникновения и развития эмоций.
Использование гормональных показателей как отражение психических явлений является одним из аспектов
объективной психологии.
Объективная психология, игнорируя субъективную сторону, занималась исключительно ответными движениями…
Соответственно, условный рефлекс – центральное понятие в двух других направлениях
объективной психологии – для этологов является лишь удобным методическим приёмом, но никак не базовым элементом формирования целостного поведения.
В этом есть мистика
объективной психологии – знать о происходящих наяву «чудесах», их природе и свойствах.
Многие авторы давно и неоднократно высказывали сомнения в способности
объективной психологии быть адекватным средством изучения субъективной по своей природе человеческой психики.
Объективная психология основана на количественном измерении моторных и висцеральных функций.
Как психиатр он, разрабатывая методологию
объективной психологии, изначально ориентировался на поведение человека, а не животных.
Известно, что для приверженцев бихевиористской парадигмы применение экспериментальных методов в изучении психологических феноменов было делом принципа и способом утверждения поведенческой ориентации как доказательства научного статуса
объективной психологии.
Объективная психология XX в. и её вариант – бихевиоризм тоже оказались недостаточно эффективными, тем не менее это не стало поводом для отказа от объективного метода исследования как такового.
Как я уже подчёркивал,
объективная психология исключает возможность использования данных интроспекции.