Иногда
опытные наблюдения над ходом жизни, дел и судеб человека и мира.
Сказать же что-нибудь определённое о том, что выходит за пределы
опытного наблюдения, не захочет ни один сколько-нибудь уважающий себя естествоиспытатель.
Зачастую вначале появляются
опытные наблюдения, и теория – «басня» – строится на их основе.
Всё чаще больные стали обращаться врачам, которые строили лечение на основе
опытных наблюдений и теорий об устройстве человеческого организма.
Таким образом переходит оно из единичного и невыговариваемого мира чувственной достоверности во всеобщий мир
опытного наблюдения.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: раскабалить — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Она не более как предположение: с одной стороны, она основывается на том более или менее обширном
опытном наблюдении, из которого она извлечена, с другой же стороны, она оправдывается тем, что большая часть фактов в самом деле под неё подходит.
Истина
опытного наблюдения не зависит более от созерцания этого единичного индивида, но, напротив, условливается возвышением над всякой индивидуальностью и должна быть истиною для всех индивидов без исключения; знание этой берёзы, стоящей теперь передо мною, условливается моим индивидуальным созерцанием и существует только для меня как индивидуального, а следовательно, и не-истинного; знание же берёзы вообще, рода или вида берёз, как условленное знанием постоянных, существенных и равно для всех существующих качеств этого рода, независимо от индивидуального созерцания, и составляет достояние всеобщего человеческого сознания, всеобщего субъекта.
Вследствие этого
опытное наблюдение составляет переход от чувственной достоверности, истина которого есть чувственное единичное это, к царству отвлекающее(го) и вникающего (reflectierenden) рассудка, имеющего истину свою в незримом внутреннем мире сил и законов, являющихся по внешности.
Предмет
опытного наблюдения, с одной стороны, есть уже отвлечение, мысль как предмет, не имеющий существования, как всеобщий, но существующий только во множестве соответствующих ему ничтожных и преходящих единичных, от которых он есть отвлечение; с другой же стороны, это отвлечение не есть чистое отвлечение, потому что оно имеет в себе момент чувственного многоразличия, его сущность заключается во множестве чувственных качеств.
Простая логика и
опытные наблюдения камня на камне не оставили от этого предрассудка.
Они происходят через отвлечение
опытного наблюдения и вследствие этого они всего лишь отвлечённости, получающие конкретное содержание от своего эмпирического источника, от фактов и имеют значение только в отношении к этим фактам.