Третий этап предусматривает создание условий, способствующих дальнейшему формированию внешних
ориентировочных действий и их частичной интериоризации.
Достаточно свободное выполнение ребёнком внешнего
ориентировочного действия создаёт возможность его интериоризации, т. е. перехода от практического действия, осуществляемого с материальными объектами, к перцептивному, производимому с их образами, отражающими в идеальном плане свойства предметов с точки зрения определённой задачи.
Поскольку предлагаемые ею пособия содержат большое количество частей и допускают возможность достижения практического результата путём проб и ошибок, осваиваемые ребёнком соотносящие действия не способствуют интериоризации
ориентировочных действий, формированию способности зрительно сопоставлять свойства объектов.
Выраженными у них являются такие приёмы, как установка на понимание изучаемого материала, проверку и доказательство своих действий, использование
ориентировочных действий и др.
Развитие
ориентировочных действий происходит за счёт того, что в рамках выполнения практического действия ребёнку приходится решать особую задачу по выявлению и анализу условий, в которых это практическое действие осуществляется.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: червоводня — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Первоначально
ориентировочные действия оказываются как бы слитыми с внешними.
Затем по мере развития ребёнка
ориентировочные действия начинают предшествовать внешним исполнительным действиям.
Характерным примером такого типа
ориентировочных действий может быть следующая ситуация: двухлетнему ребёнку предлагается пирамидка с разными по размеру кольцами, которую нужно собрать таким образом, чтобы внизу были самые большие кольца, а вверху они постепенно уменьшались.
Здесь мы видим конкретное
ориентировочное действие, выполняемое во внешней материализованной форме.
Существуют игрушки, которые развивают
ориентировочные действия подобного рода.
Во многих исследованиях показано, что это своеобразие проявляется в динамических характеристиках деятельности и в соотношении её ориентировочного и исполнительного компонентов: у одних лиц эти компоненты тесно слиты, а у других
ориентировочные действия более выражены и обособлены от исполнительных [5,7,26,40,57,58,71].
Дальнейшие исследования, проведённые ведущими психологами, позволили установить, что в основе умственного развития детей дошкольного возраста лежит усвоение ими различных видов познавательных
ориентировочных действий, причём наибольшее значение отводится перцептивным и мыслительным.
Это свидетельствует о формировании внешнего
ориентировочного действия: контур предмета-вкладыша становится для ребёнка средством (материальным эталоном), используемым для сопоставления с контурами отверстий.
В приведённых примерах прослеживается порядок развития
ориентировочных действий, который связан с решением конкретной практической задачи.