Вот ещё один случай применения
парадоксальной интенции при нарушении сна.
Тогда я стал намеренно искать ситуации, в которых раньше у меня всегда возникало заикание, – и оно тут же прекращалось, стоило мне применить
парадоксальную интенцию.
То, что логотерапия давно использует эти терапевтические рекомендации, описав их в форме
парадоксальной интенции ещё в 1939 году, признают сегодня и ведущие поведенческие терапевты.
Тем яснее я осознал, что моя ситуация – это уникальная возможность попробовать
парадоксальную интенцию.
В
парадоксальной интенции человек, можно так сказать, ведёт беседу с частью самого себя.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: киселик — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Задача
парадоксальной интенции состоит в том, чтобы взорвать, расшатать, вывести из строя эти два кольцевых механизма.
Я практиковал
парадоксальную интенцию ещё в 1929 году, описал её только в 1939-м, и только в 1947-м мои работы были опубликованы.
Тем более примечателен тот факт, что первую попытку доказать действенность
парадоксальной интенции предприняли поведенческие терапевты.
Я и подумать не мог, что
парадоксальная интенция сработает, да ещё и так быстро.
Благодаря
парадоксальной интенции удалось устранить эти приступы, вызванные чрезмерным бодрствованием.
В настоящее время именно логотерапевтическая техника
парадоксальная интенция призвана мобилизовать способность к самодистанцированию в рамках лечения психогенного невроза, в то время как в основе следующей логотерапевтической техники, дерефлексии, лежит другой фундаментальный антропологический факт – самотрансценденция.
Также это похоже на
парадоксальную интенцию логотерапии.
Как видно,
парадоксальная интенция представляет собой инверсию того намерения, которое характеризует два паттерна патогенной реакции, а именно избегание страха и избегание принуждения путём бегства от первого и борьбы со вторым соответственно.
Технике
парадоксальной интенции присущ здоровый юмор, что легко объяснить.
Вопрошание о забвении небытия в отличие от забвения самого вопроса о небытии является не перформативно–парадоксальным, а парадоксально–интенциональным – ещё больше усиливающим вопрошание о забвении того, чего нет, но не может не быть, то есть не быть в собственном небытии (если экстраполировать франкловский метод
парадоксальной интенции на проблему синхронизации плана содержания и плана выражения, то мы выйдем на качественно иной уровень лингвоонтологизма – «изначальное опоздание» и «изначальное опережение» будут сняты за счёт интенсификации, а именно – посредством собственных автореференций).
Исихастские (безостановочные) перегонки с «изначальным опозданием» в русле
парадоксальной интенции могут вогнать мысль в ступор, субстанциализировав её тем самым перед воязыковлением и при условии, что опровергнут её бергсонианский характер (то есть текучий в своём софистическом соблазне скорейшего опосредованного воязыковления).
Парадоксальная интенция иногда приносит успех даже в очень тяжёлых и длительно существующих случаях.
Забвение вопроса о небытии по – прежнему не начато, но уже покрылось изрядной пылью, и его отсрочка продолжает увеличиваться (забвение небытия ради более явственного его воспоминания не работает на экономию
парадоксальной интенции, при которой та или иная фобия преодолевается через ещё большее её нагнетение, а протекает в логике ресентиментальности,каждый раз мстя предшествующей попытке по своей концептуализации).
Он предупреждает, что «
парадоксальная интенция противопоказана в случае суицидальной угрозы или психозов, а работа с биографией – при высоких ситуационных нагрузках, так как она может вызвать у пациента состояние перенапряжения и даже способствовать повышению суицидального риска» (Лэнгле, 2001, с. 19).
Применение
парадоксальной интенции в случаях заикания широко обсуждается и в литературе.
Именно тогда и применяют
парадоксальную интенцию.
Основной механизм, на котором базируется техника
парадоксальной интенции, возможно, лучше всего иллюстрирует анекдот, который мне рассказали несколько лет назад.
Пока он готовился к выступлению, к нему обратилась женщина с тяжёлой агорафобией, и, консультируя её, он применил
парадоксальную интенцию.
Я убеждён, что в лечении невроза техника
парадоксальной интенции ни в коем случае не поверхностна; скорее наоборот, она позволяет пациенту на более глубоком уровне, радикально и при этом с пользой изменить свои установки.
Он назвал её методом
парадоксальной интенции.
Основная цель работы здесь – это разорвать порочный круг подкрепления, что во многом делается за счёт устранения процесса избегания (например, за счёт техник
парадоксальной интенции и парадоксальных предписаний).