Герой
плутовского романа обычно был страдающей фигурой.
Сказка «Кот в сапогах» также довольно проста по изложению, но это в своём роде
плутовской роман: вся сказка стремится показать ловкость кота, рисует его мошеннические проделки, – целью которых является благополучие героя, – отнюдь не осуждая эти проделки.
В этой книге, как, впрочем, и в большинстве
плутовских романов, описываемая в них испанская жизнь вызывает чувства несправедливости, пессимизма, отчаяния, безысходности и протеста.
Получилась удачная попытка скрестить
плутовской роман и детектив!
При данных предпосылках становится понятным, почему русский
плутовской роман остаётся полностью неосвещенным в западноевропейской научной литературе.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: законтренный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Этот текст об отъявленном плуте (gran tacano), наполненный острой, виртуозной сатирой, не может быть упущен из внимания, так как является главным представителем фазы барокко в развитии жанра novela picaresca и имеет ключевое значение в истории европейского
плутовского романа.
Сорель берёт из испанского
плутовского романа сатирический характер, отдельные мотивы и типы персонажей, но на место пикаро ставит путешественника дворянского происхождения и использует форму повествования от первого лица только в некоторых отрывках, а не во всём романе.
К счастью, эта точка зрения относительно западноевропейского
плутовского романа стала преобладать в исследовательской литературе (однако далеко не сразу и только в последнее время).
Постоянным атрибутом
плутовского романа является форма повествования от первого лица.
При этом необходимо отметить, что новизна жанра
плутовского романа заключалась в его гетерогенном характере, включившем такие жанровые явления, как сатирический роман, автобиография, биография, памфлет, роман-путешествие, исповедь, послание, церковная проповедь и элементы агиографии.
Помимо вопроса о распространении
плутовского романа достаточно часто и с различных точек зрения поднимается вопрос о его источниках и функциях.
Описанные в средневековых
плутовских романах способы мошенничества восхищают своим изяществом и наивностью.
Нестрогая композиционная техника позволяет авторам свободно использовать сатирический материал (поэтому
плутовской роман может рассматриваться как переходная форма от простого собрания шванков к сложному и строго структурированному общественному роману).
Английский
плутовской роман, как уже упоминалось выше, был представлен в русской литературе XVIII – начала XIX века только поздними работами.
Пристрастие автора к сентиментально-моральному «психологическому» роману нередко приводит к ошибочным суждениям о других типах романов, в особенности об имеющем совершенно особый характер
плутовском романе, который с самого начала описывается как неприличный и «беспринципный».
Во-вторых, будет сделана попытка выяснить, какую роль
плутовской роман сыграл в становлении собственной традиции написания романов в русской литературе.
То же самое справедливо для всей истории развития
плутовского романа, в ходе которой он соприкасается и сближается с сильно различающимися литературными формами (сборник шванков – дорожные приключения – мемуары – сентиментальный роман).
Ключевыми персонажами
плутовского романа авторы делали жуликов, авантюристов, мошенников, которые обычно вызывали сочувствие и симпатию.
Это было фрагментарное произведение в жанре французских
плутовских романов восемнадцатого века.
Будучи хитрым, бедным, путешествующим по стране слугой многих господ, он представляет собой типичного протагониста
плутовского романа, однако автор не называет его «пикаро» и не наделяет его свойственной пикаро вольностью.
Безусловно, все рассматриваемые в этой книге
плутовские романы имеют меньшую литературную ценность, чем европейские произведения этого жанра.
Когда я в следующий раз заказал у него определённое издание
плутовского романа, он быстро упомянул, что может принести мне куда более «интересное» издание из «Enfer».
Вот что можно рассказать (и, надеюсь, не слишком детализируя и впадая в педантизм) о сложной истории возникновения
плутовского романа, автор которого с минимумом удачи и не без некоторого плутовства сбежал от двух жесточайших диктатур XX столетия.
Особенно много работ об отдельных романистах и романах этого периода публиковалось в советское время; некоторые из этих текстов – в той степени, в какой это касается
плутовского романа – цитируются и обсуждаются в следующих главах.
Если рыцарский роман начинается in medias res и истории отдельных персонажей рассказываются в ходе повествования, то
плутовской роман начинается с самого рождения главного героя, а эпизоды его жизни расположены в хронологическом порядке.
И вот автор (ещё не ретро, но уже винтаж, а как известно, раритет всегда в цене), проживший свою жизнь в лучших традициях
плутовского романа, выкладывает эту жизнь на бумагу и ищет читателя, который ищет его (автора), для совместного интересного времяпровождения и для длительных, серьёзных отношений.
А в классическом
плутовском романе герой появляется ниоткуда и исчезает неизвестно куда.
Печален при всём том остроумии, которое пронизывает книгу, при всей её ироничности, живости повествования, при всём обилии комических ситуаций, смешных положений, гротескных образов, несуразных стечений обстоятельств, при всём весёлом нагромождении невероятных событий и фантастических приключений, следующих одно за другим в сознательно убыстрённом темпе и не претендующих на то, чтобы достоверно передавать реальное течение жизни, при всей той откровенной игре в авантюрный
плутовской роман, оборачивающийся своим собственным пародированием и отрицанием.
Плутовской роман строится как хронологическое изложение отдельных эпизодов из жизни пикаро, без внятного композиционного рисунка.
Типичный
плутовской роман эпохи позднего романтизма, констатировал он, открывая произведением ящик пустых стараний.
Высокооктановая и совершенно органичная смесь
плутовского романа и фэнтези.
Если говорить о британском романе, то я не стану тратить время на ту его разновидность, что называют «романом развлекательным» – вариант старого
плутовского романа, написанного в стиле фальшивого современного рококо.
– Да я не люблю
плутовские романы, ты же знаешь, – принялась мягко отнекиваться я.
Мифы, легенды, книги безусловно формируют тип поведения, так рыцарские романы его времени давали образец поведения, так
плутовские романы отчасти формировали ловкача.
Подобный композиционный приём вызывает ассоциации не только с литературной традицией (прежде всего с каноном
плутовского романа, помнящего о своём родстве с циклом рассказов, – достаточно вспомнить «Декамерон» Боккаччо), но и с древними мифами, воссоздающими жизнь этноса – с его социальными отношениями.
Время от времени его выводили в очередном
плутовском романе.
Более ранние испанские
плутовские романы отличало то, что автор, образованный и часто занимающий достаточно высокое положение в обществе, идентифицировал себя с фигурой рассказчика – героя из низких социальных слоёв – и использовал при этом все языковые возможности, создаваемые подобным контрастом.
Плутовской роман растворяется в новом, «сентиментальном» романе, который уже вскоре завоюет сердца читателей.
Композиционная структура
плутовского романа также изначально имеет свои характерные черты, которые с течением времени станут подвергаться изменениям.
По данным причинам
плутовской роман является для литературоведов особенно удачным «образцом» для демонстрации постепенного соединения заимствованного с оригинальным, развития романного жанра и присущих ему литературных техник, а также изменения читательских вкусов.
По этой причине в данном исследовании будет сделана попытка выяснить, при каких условиях писали и издавали свои произведения русские писатели, как им удавалось добиться реализации своих творческих идей при ином господствующем литературном направлении, к каким слоям аудитории они хотели обратиться и к каким обращались, а также какой отклик получали
плутовские романы в современной критике, современной литературе и среди российской публики.
Это подчёркивается в самом оформлении данной работы: пять важнейших
плутовских романов, написанных русскими авторами в конце XVIII – начале XIX века, рассматриваются изолированно, каждый – в отдельной главе (главы 2, 3, 4, 6 и 7).
Но литературоведение рассматривает «Мёртвые души» как звено истории русского романа, а не поэмы или лирики, ибо в книге присутствуют все типичные романные признаки: большой объём, типичные фабула и хронотоп
плутовского романа, многообразные типы, описательная обстоятельность и романное многоязычие.
Он написал
плутовской роман, стансы, оды, сонеты.
Испанский
плутовской роман прямо оппонирует рыцарскому: вместо сказочного прошлого – бытовое настоящее, вместо королей и рыцарей – низы общества, вместо доблести и высоких чувств – эгоистические страсти и животные желания, вместо благородного героя – плут и мошенник.
Особая роль в авантюрно-приключенческой традиции принадлежит
плутовскому роману, также самому по себе не имеющему непосредственного отношения к культуре детства, но во многом задающему культурный образец не только детской и подростковой литературе, но и всем другим массовым литературным жанрам.
Вообще же, для понимания специфики массовой культуры
плутовской роман даёт очень много.
Здесь сформулированы наиболее характерные типологические особенности
плутовского романа: стихийный демократизм персонажей и сюжета, отмена сложившихся иерархий и устоявшейся жизненной колеи, игровое начало, подчас оборачивающееся обманом и пренебрежением к сложившейся морали, резкие перемены ситуаций и ролей, мистификации в поведении и репрезентации героев; наконец, упрощённое восприятие окружающего мира, предстающего «в зоне фамильярного контакта» автора или читателя, а значит, открытого к всевозможным трансформациям и превращениям.
Сложность использования
плутовского романа в качестве исторического источника для реконструкции испанской действительности XVI—XVII веков связана, на наш взгляд, с тем, что этот гетерогенный жанр требует предварительной деконструкции.
Как строится конфликт
плутовского романа?