Вместе с тем, философ признавал за
позитивным законом вспомогательную роль в управлении государством.
Ведь
позитивным законом невозможно урегулировать все отношения, предусмотреть все возможные тяжбы.
Поэтому граждане в тех случаях, когда
позитивный закон молчит, должны руководствоваться здравым разумом, то есть естественным законом.
Исходя из этого нравственного критерия и надлежит оценивать
позитивный закон.
Право может восприниматься поэтому как справедливое, но не соответствующее
позитивному закону, как соответствующее его нормам, но неэффективное.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: выцелить — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Все они рассматривали закон в контексте общей, часто метафизической, философии человека и философии ценностей, пытаясь избежать циничного релятивизма, присущего, как им казалось, позитивизму, и найти независимый критерий оценки существующих
позитивных законов и законотворчества в будущем.
Существование этой обязанности означает, что
позитивный закон может быть установлен не только для членов сообщества, в котором суверенен является его творцом, но и для посторонних людей.
Особенная юриспруденция – это изложение
позитивных законов, которые фактически существуют или существовали в конкретном государстве или государствах.
Выполнение этой цели было необходимо, поскольку
позитивные законы представляют собой предмет юриспруденции.
Однако определить природу
позитивного закона – задача не из лёгких.
Ни одно правило позитивной морали не является
позитивным законом или повелением суверена.
В качестве примера можно привести обязанность, налагаемую
позитивным законом на незнакомого человека.
Человеческий закон необходим вследствие греховности человека, человека порочного необходимо направлять к благу силой, угрозой наказания – здесь незаменим человеческий
позитивный закон.
Он отстаивал актуальность для юриспруденции своего пространного обсуждения этических теорий; он признавал, что его определение
позитивного закона несовершенно и требует уточнения; он признавал существование прав, если не полномочий, которые сами по себе не являются повелениями.
Недостаток стабильного и эффективного позитивного права всегда приводит к возрождению в том или ином виде концепции естественного права, к стремлению отличить действующий
позитивный закон, порочный по тем или иным основаниям, от права как носителя справедливости.
Позитивный закон выполнить эту задачу в полном объёме не может, ибо жизнь человеческая находится в постоянном изменении, а закон не в состоянии дать установления на все случаи жизни.
Таким образом, юридизированное понимание государства, заключающее теоретическое требование всеобщего соблюдения
позитивного закона и стремление представить правовую систему единственной гарантией свободы, порядка и безопасности, может уживаться с практикой полицейского государства.
Итак, принципы правления права это метаюридические принципы хорошего
позитивного закона.
Во-вторых, если противникам демократии было свойственно обращать внимание на естественные начала
позитивного закона, то демократам, напротив – на способ его создания: законы, лежащие в основе демократии, создаются народом (демосом), и именно это определяет их правовой характер, придаёт им общеобязательность.
Согласно естественно-правовым учениям античности
позитивный закон должен был соответствовать праву и утверждать в обществе равенство, свободу, справедливость, исключая из человеческих отношений произвол и анархию.
Истинные
позитивные законы могут быть только эманацией воли нации.
Это высшее правило, по которому должен определяться смысл
позитивных законов; и как только возникает случай, что один из этих законов не допускает никакого смысла, который мог бы быть с ним соединён, то священнейшим долгом юриста является доказать законодательной власти недействительность такого закона и довести его до её признания.
Если, как говорят, среди моралистов больше согласия, чем среди метафизиков, то это следствие
позитивных законов и установленных форм в целом, которых требует гражданское общество для своего сохранения, и которые связали честь и стыд, награду и наказание с идеями, необходимыми для этого сохранения.
Доктрины, которые разум сначала устанавливает относительно этих объектов, составляют теорию чистой религии, которая должна лежать в основе каждой позитивной религии, поскольку она должна быть истинной и благотворной для человечества, так же как
позитивные законы основаны на законе природы.
И внимание к принципам в контексте этих объяснений права и правовой обязанности служит основанием того, что некоторые
позитивные законы расцениваются как в корне порочные именно в качестве законовввиду несоответствия этим принципам.
Первый из этих спорных вопросов я рассмотрел выше, в разделе II.3; третий звучит так: «Объяснили ли [сторонники естественного права], каким образом
позитивный закон перестаёт быть законом просто в силу нарушения им естественного права?» (Human Law and Human Justice, p. 212).
Аквинат свёл воедино божественный (вечный), естественный и человеческий
позитивный законы, определив их общий источник и общую цель.
Поэтому право может восприниматься как справедливое, но не соответствующее
позитивному закону, соответствующее его нормам, но не эффективное.