Брахман среднего рода – по сути, уже философское
понятие субстанции.
Они слышны, например, в определении
понятия субстанции.
В
понятии субстанции ци, которая течёт сквозь все живые организмы, кроется ключ к пониманию основы китайской медицины.
Очень важно то, что он приравнивает это понятие сущности (которое мы могли бы назвать необходимой сущностью) к одному из основных значений, которые он придаёт
понятию субстанции (ousia), так что мы можем назвать её также «субстанциальной сущностью».
Я не могу думать о какой-либо субстанции как о непротяженной, если, расчленяя моё
понятие субстанции вообще, я обнаруживаю, что я уже думаю о протяжённости в самой субстанции и вместе с ней.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: дойность — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Понятие субстанции даёт большие удобства в проведении философских рассуждений, открывая широкие возможности для формализации философского дискурса, превращения его в алгебру понятий.
Неясность происходит от смешения его с принятым без критики
понятием субстанции и души; эта неясность определяла долгое время направление философии и вызвала ряд заблуждений, чреватых серьёзными последствиями.
В философском же смысле
понятием субстанции означается только то вообще в явлении, существование чего предполагается во все времена, тождественность субстрата или, лучше, тот закон синтеза, которым полагается единство сменяющихся состояний во времени, а следовательно, условие единства свойств предмета.
В нашем случае концептуальные
понятия субстанций «информация» и «энергия» также являются вспомогательными концептами для генерации гипотетической картины мира и исследовательской программы, поэтому не требуют строгого обоснования, их следует рассматривать как один из возможных вариантов рабочих концептов рабочей гипотезы, не более того.
Таким образом, в энергоинформационной концепции предлагается конструктивный подход к построению общенаучной картины мира, используя в качестве ступени гипотетическую картину мира, формируемую на основе аксиом, гипотез и конструктивных базовых рабочих
понятий субстанций – «информация» и «энергия».
Таким образом,
понятие субстанции оказалось слишком условным, чтобы на его основании можно было делать выводы о единстве мира.
Для этой цели она доводит анализ элементов бытия до последних пределов, приходя, таким образом, к самым общим понятиям, называемым категориями: таковы
понятия субстанции, качества, количества, отношения и т. п.
При этом нельзя констатировать изменения, а следовательно, последовательности, «каузальность в чистой действительности теряет свой смысл», а вместе с постоянством, являющимся определяющим для субстанции, теряет в чистой действительности свой смысл и субстанциональность, превращая
понятие субстанции из конститутивного принципа в пределе мыслимой чистой субстанции в регулятивный принцип, поскольку «достижение» собственно действительности означает её снятие как понятия действительности.
Так, например, утверждение: все субстанции протяжённы выводится путём разделения
понятия субстанции, в котором признак протяжённости присутствовал ещё до логического суждения; и это утверждение в некоторой степени обладает необходимостью и всеобщностью, которые основаны исключительно на разделении этого понятия.
Даже если обоснование и использование некоторых понятий является предметом споров и ошибок среди мыслящих людей, даже если языковые плащи, в которые люди пытаются облечь инстинктивно приобретённые понятия, прихотливы и порождают самые разнообразные недоразумения: эмпирические понятия чувственных предметов в целом фиксированы, причём не только эмпирические
понятия субстанции, но и связанные с ними понятия случайности; понятия простых идей из области опыта также используются в значительной степени с неопровержимой уверенностью, хотя некоторые из них остаются сомнительными и вызывают затруднения; априорные понятия используются и используются с уверенностью, в то время как учёные, возможно, ещё пытаются найти их как таковые и представить в их своеобразии; они навязывают себя априори и входят в дом через окно инстинкта, не подав предварительно визитной карточки в прихожей; априорные описательные понятия, понятия чисел и математических знаков, геометрические и стереометрические понятия формы и фигуры также вскоре приносят с собой всё своё содержание, которое по этой самой причине не остаётся сомнительным.
Дополнением к
понятию субстанции является понятие причины.
Но
понятие субстанции требует, в-третьих, чтобы изменения, возникающие в неизменном, не были в действительности прибавлением к нему, а только видимостью, чтобы поэтому субстанция теряла движение, которое она приобретает благодаря действию другого, при противодействии точно так же, хотя и в другой форме, потому что иначе бытие неизменного не оставалось бы в действительности тем же самым.
Единственным надёжным результатом этих попыток изучения духа стало само
понятие субстанции духа как качественно отличной от биологии энергии.
По его мнению, в собирательско- охотничий период в пробуждающемся мышлении человека отсутствовало
понятие субстанции, и для общей смутной и нерасчлененной сферы человеческого мышления и сознания была характерна «оборотническая логика».
Но эта необходимость и всеобщее успокоение вовсе не имеет места для тех философов, которые не включили характеристику протяжённости в своё
понятие субстанции вообще до её расчленения.
Однако нет сомнения в том, что брахман среднего рода – по сути, уже философское
понятие субстанции.
Это дополнительное определение прочно прилипает к определению
понятия субстанция, и определение по образцу «Субстанция – это сущность, первопричина вещей и явлений» переходит из трактата в трактат, из учебника в учебник.