Трудный быт первых поколений колонистов, постоянные локальные войны между пятью основными промышленными группами, исторически контролировавшими данный район космического пространства, выработали определённые традиции, выраженные в своеобразных
понятиях целесообразности.
К ним по-прежнему относились как к сложным бытовым механизмам, а они, обладая иной сенсорикой, воспринимая окружающее иначе, чем мы, постепенно формировали недоступные для человеческого понимания системы ценностей, вырабатывали собственные
понятия целесообразности, свою мотивацию поступков.
Это трансцендентальное
понятие целесообразности природы не есть ни понятие природы, ни понятие свободы, поскольку оно ничего не придаёт объекту (природе), а лишь представляет собой единственный способ, который мы должны применять в рефлексии о предметах природы, чтобы обрести полностью связный опыт, следовательно, есть субъективный принцип (максима) способности суждения; поэтому, встречая подобное систематическое единство по чисто эмпирическим законам, мы испытываем радость (собственно оттого, что освобождаемся от некоей потребности), видя в этом счастливую случайность, благоприятствующую нашему намерению, хотя мы должны с необходимостью признать, что подобное единство существует, несмотря на то, что мы не можем ни усмотреть, ни доказать его.
И самое
понятие целесообразности оказывается при этом, в сущности, только аналогией или, вернее, метафорой, способной вводить в заблуждение.
Эта концепция, с одной стороны, вызвала острую критику детерминистов и моралистов (см., например «Кандид» Вольтера), с другой – получила вульгарную трактовку у х. Вольфа и его последователей, подменивших
понятие целесообразности понятием полезности.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: листоватый — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Отсюда вытекает
понятие целесообразности.
Осуществление каждого намерения связано с чувством удовольствия; если условием намерения служит априорное представление, как в данном случае принцип для рефлектирующей способности суждения вообще, то чувство удовольствия также определено априорным основанием и значимо для каждого, причём только посредством отношения объекта к познавательной способности;
понятие целесообразности здесь ни в коей мере не принимает во внимание способность желания и, следовательно, полностью отличается от всякой практической целесообразности природы.
Но… то что не успели уничтожить большевички, легко, прикрываясь
понятиями целесообразности и прочей дешёвой чушью, сделали их потомки в переносном и прямом смысле.
– Теперь же, мы рассуждаем
понятием целесообразности и необходимости в данный момент.
К этому необходимо добавить
понятие целесообразности* во всех его метафизических содержаниях и критических следствиях в отношении научного исследования.
Так возникло
понятие целесообразности, казавшейся тогда неприменимой в отношении органических систем.
Что
понятие целесообразности природы принадлежит к трансцендентальным принципам, можно в достаточной степени усмотреть из тех максим способности суждения, которые априорно полагаются в основу исследования природы и тем не менее направлены только на возможность опыта, тем самым познания природы, но не только как природы вообще, а как природы, определённой многообразием частных законов.