Совместность, понимаемая и как физическое пространство, и как социальная практика «за пределами государства и рынка», также может напрямую связываться с дискурсами о «
праве на город как на коллективную реапроприацию городского пространства, которое призвано привести к появлению трансформированной, обновлённой городской жизни, ориентированной на потребительную стоимость/ценность города, где обмен не опосредован меновой стоимостью, торговлей или прибылью».
Таким способом москвичи добивались «
права на город», по крайней мере в своих районах, но чаще всего – в масштабах города.
Городское пространство коммодифицировалось и стало эксплуатироваться в соответствии с требованиями неолиберальной городской политики, что воскресило требования «
права на город».
Лефевровская концепция «
права на город» основывается на представлении о городе как творении, постоянно творящемся коллективном произведении искусства, которое формируют, используют и изменяют сами обитатели; эта концепция удивительным образом похожа на идею общего (the commons).
Как отмечают различные авторы, понятие «городское» предполагает разговор о «
праве на город», способном обосновать сопротивление силам государства и капитала, претендующим на эксклюзивное использование ресурсов территории.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: букинистика — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Таким образом, государство произвело дискурсивную трансформацию, подав борьбу бедняков за
право на город и жильё как махинации организованной группы лоббистов (pressure group), движимых своего рода «приватизационным импульсом».
Чем ближе к ночи, тем чётче осень заявляет свои
права на города и деревни.
Что же такое «
право на город» на самом деле?
Холода, которые тут считались, чуть ли не чудом света, предъявили свои
права на город, в полной мере.
Вопрос о том, чего мы боимся больше: заразиться вирусом или потерять своё
право на город, – стоит сегодня особенно остро.
Проблематика agency(возможности горожан к социальному действию и постановке собственных целей) и «
права на город» является также важной в дебатах о публичной истории: каким образом мы можем сделать слышимыми «голоса» разных групп?
Право на город в данном контексте тождественно праву на «городскую жизнь» (urban life): на социальную составляющую нахождения в пространстве; право изменять реальность, преобразовывая город; «на моменты и места», т.е. на полноценное использование своего времени в любых городских зонах; право вмешиваться и требовать.
Кроме того, осуществление «
права на город» требует дополнительных расходов, а муниципалитетам брать эти деньги неоткуда.
Право на город сменилось правом купить город.
И хотя лефевровская концепция «
права на город» скорее социологическая, чем урбанистическая и уж тем более юридическая, она ясно даёт понять, что городское пространство представляет собой не только архитектуру, инфраструктуру и т. д., но и сложнейшую систему социальных связей, поэтому город нельзя планировать только на бумаге, в первую очередь нужно интересоваться тем, как грядущие изменения воспринимают люди, как они видят себя в этом пространстве.
Единственная страна в мире, где «
право на город» закреплено на законодательном уровне, – Бразилия.
Этот закон носит социальный характер, но, опять же, не содержит чёткого определения «
права на город», а определяет его через сумму различных идей.
Однако несмотря на то, что урбанисты и различные участники городских конфликтов постоянно апеллируют к «
праву на город» как к юридическому праву – будто горожане участвуют в принятии решений, связанных с городским пространством, в силу закона.
Вечер заявлял
права на город.
В последние годы в городских конфликтах очень часто встречаются ссылки на так называемое «
право на город».
В нашей стране «
право на город» никак не закреплено юридически (за небольшим исключением нормативных актов), косвенно эта социологическая, отчасти философская концепция начинает преобладать.
Довольно популярной в этом контексте является «Всемирная хартия о
праве на город» (World Chapter for the Right to the City), принятая на международном форуме в 2004 году.
С другой стороны, рост числа таких инициатив, их выход за пределы локальных сообществ и влияние на социальную и политическую ситуацию возможны, только если культура партиципации – обращения к разным группам акторов в городском пространстве, признания их
права на город в целом и артикуляцию своих историй в частности – также активно развивается.