Они считали, что именно поведение является
предметом психологии.
Появление разных видов наблюдения связано с развитием понимания
предмета психологии, а также с развитием самого метода наблюдения.
Поэтому в противовес этому направлению возник бихевиористический подход, который стал рассматривать поведение в качестве
предмета психологии.
Отсюда ясно, что изучение действия этих механизмов и составляет
предмет психологии, в то время как исследование их обусловленности составляет предмет социологического исследования.
Собственным
предметом психологии – в свете действительного положения дел – мы должны теперь считать только психические феномены.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: фугованный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Из этого можно сделать вывод, что
предмет психологии менялся на каждом этапе её изучения.
Это понятие отражает развитие мифологич., религ., филос. и науч. представлений о сущности человека, характеризуя становление
предмета психологии.
Тем не менее, попробуем разобраться в том, как он видел
предмет психологии.
Феномены же, которые образуют
предмет психологии, представляют собой лишь один-единственный последовательный ряд.
В течение многих столетий
предметом психологии так и считалась душа.
Непереводимые на язык сознания составляющие образуют сферу бессознательного, также включаясь в структуру
предмета психологии.
Если исходить из того, что системное определение
предмета психологии приводит к необходимости обращения к внутреннему психическому миру человека, то предметом психиатрии, соответственно, является нарушение внутреннего мира человека.
Если смотреть на социальные явления с этой точки зрения как на явления, создаваемые конкретными людьми,
предметом психологии становятся любовь, ненависть, индивидуальные судьбы, психологические драмы, т.е. всё то, что мы считаем житейским, частным, а поэтому действительно реальным для каждого.
Опора на марксистские идеи помогла учёному в 30-40-е годы сформулировать и другие принципиальные положения методологии: по-новому определить
предмет психологии, дать диалектико-материалистическую трактовку принципов детерминизма и личностного опосредования, обосновать понимание человека как биосоциального существа, выявить специфику психического как процесса и деятельности т. д.
До начала XVIII века практически все исследователи рассматривали
предметом психологии именно душу.
На смену неявному допущению о существовании какого-либо одного-единственного «измерения» феноменов личности приходят порой попытки построения
предмета психологии личности с помощью коллекционирования различных проявлений «по аспектам», что приводит к возникновению иллюзии целостности картины там, где на деле существует механический конгломерат скреплённых статистическими корреляциями различных сторон человеческой жизни.
Выше, в предыдущем параграфе, мы уже очертили наше понимание
предмета психологии общения, тот круг проблем, который относится к компетенции психологической науки.
Другой распространённый вариант – объектом психологии является человек, а
предметом психологии человека являются закономерности и механизмы возникновения, развития, проявления и функционирования индивидуальной психики на разных этапах жизни и деятельности.
Специфичным по отношению к
предмету психологии труда можно считать (и то с большой натяжкой) ориентацию инженерной психологии только на один класс профессиональной деятельности – деятельности человека-оператора.
Знание феноменологии и закономерностей возрастных изменений психики ребёнка, составляющих
предмет психологии развития, даёт специальной психологии, во-первых, методы изучения возрастной динамики аномального ребёнка, во-вторых, представление о нормах развития ребёнка на каждом этапе его жизни, выступающее «отправной точкой», эталоном при выявлении особенностей развития аномального ребёнка, в-третьих, характеристику механизмов онтогенетического развития психики (или отдельных психических функций, личности) ребёнка, определяющих принципы построения психокоррекционных программ.
По-видимому, целесообразно в этой связи с самого начала представить
предмет психологии общения, как он понимается нами, с тем, чтобы полнее вскрыть значимость этой проблематики для общей психологии.
Первоначально предполагалось, что новая трактовка
предмета психологии – как «поведения» – снимает все проблемы.
Конечно, с одной стороны, мы имеем опасность потерять специфику
предмета психологии семьи, но с другой стороны именно рассмотрение актуальных научных проблем подчёркивает значимость семьи, как особой психологической общности.
Чрезвычайное разнообразие подходов к исследованию психического (им соответствует многообразие принципов, понятий, методов исследования, эмпирических данных) обостряет проблему
предмета психологии и её метода.
Один из таких недостатков очевиден уже сейчас – это, несмотря на широко очерченный
предмет психологии общения (см. главу I, § 1), известная узость рассматриваемых в книге проблем, бесспорно, не исчерпывающих содержание анализируемой в ней научной области.
Именно отсутствие чёткого представления о специфическом содержании личности, помимо психических процессов, состояний и других составных частей
предмета психологии, и является, на мой взгляд, основной помехой для развития этой области научного знания, которое движется сейчас очень быстрыми темпами, но направление этого движения не совсем понятно.
Классическая ситуация кризиса в психологии в 10 – 20-х годов прошлого века обычно соотносится с переходом от одного видения
предмета психологии к другому.
Современные исследования, однако, дают основания считать, что за бурным обсуждением
предмета психологии, его специфичности по сравнению с занятиями философов стояли вполне реальные социальные причины.
Кстати, меня обвинили в создании секты и учения только на том основании, что я, как психолог, заявил, что
предметом психологии должна быть душа.
Но, в отличие от него, бихевиористы не считают сознательные, подсознательные и бессознательные процессы
предметом психологии.
Предмет психологии человеческого бытия строится, по крайней мере, на трёх основаниях.
Анализ этих феноменов представляет собой
предмет психологии одарённости.
Оба считали
предметом психологии сознание и интерпретировали его с позиций интроспекционизма.
Но мы все еще далеки от того, чтобы отчетливо определить
предмет психологии сознания, что подразумевает указание путей и методов его изучения.
Именно такое понимание души и её функций способствовало смене
предмета психологии, сделав её предметом сознание.
При таком подходе сознательная деятельность является основным
предметом психологии, сохраняется проблема сознания и мышления как основная проблема психологической науки и ставится задача дать научный детерминистический анализ сложных форм сознательной деятельности человека, дать объяснениеэтих сложнейших явлений.
Согласно противоположной точке зрения
предметом психологии являются бессознательные мотивы и потребности человека; считается, что человеком движут инстинкты и вытесненные из сознания побуждения.
Правда, мои восторженные чувства помешали мне узнать суть
предмета психологии, ведь всё, о чём он так увлечённо рассказывал на своих лекциях, пролетало мимо меня, минуя мои органы зрения, слуха и обоняния, которые были заняты в это время совсем другим.
При всей разности подходов всех этих критиков психоанализа, физиологизма и бихевиоризма отличало одно – стремление сохранить
предмет психологии, не сводя его к предмету физиологии или антропологии.
Позже
предметом психологии стало считаться сознание.
Предмет психологии спорта – закономерности психики, психологические особенности личности и деятельности спортсменов в различных условиях тренировки и соревнований.
Парадоксален, но чрезвычайно современен призыв восстановить в правах понятие «душа» как научное понятие: «…
предметом психологии может стать душа человека в её научном понимании».
Предмет психологии многогранен, так как включает в себя множество процессов, явлений, закономерностей.
Трудности представления сознания как
предмета психологии усугубляются тем, что сама психология как наука не может похвастаться строгостью определения собственного предмета.
Наконец, встречается и неоправданное сужение
предмета психологии, например, когда в качестве такового выделяется отождествляемая с психикой ориентировочная функция различных форм деятельности.
Потому что именно ею описывается та среда, в которой проявляется
предмет психологии.
Однако мечта века рационализма не состоялась, и девятнадцатый век меняет
предмет психологии.
При этом вся эстетика как бы рассматривается в качестве самостоятельного
предмета психологии.
Причём понимание
предмета психологии справедливо рассматривается ею в качестве важнейшего критерия периодизации психологии.
Некоторые учёные видели
предметом психологии побудительные причины активности человека – мотивы, пытаясь вывести из них всё многообразие психических феноменов.