Это пример того, как можно мыслить, пример самостоятельного
применения разума.
То, что нам оказывалось неподвластно, мы либо принимали как вызов для будущего
применения разума, либо относили к категории божественного, недоступного нашему непосредственному пониманию.
Иначе обстоит дело с практическим
применением разума.
Теоретическое
применение разума занималось предметами одной только познавательной способности, и критика разума в отношении этого применения касалась, собственно, только чистой познавательной способности, так как эта способность возбуждала подозрение, которое потом и подтверждалось, что она слишком легко теряется за своими пределами среди недостижимых предметов или же противоречащих друг другу понятий.
И эта потребность не есть какая-то гипотетическая потребность, проистекающая из произвольного намерения спекуляции, согласно которому необходимо нечто допустить, если хотят дойти до завершения
применения разума в спекуляции; это законная потребность допустить что-то, без чего не может иметь место и то, что мы неукоснительно должны полагать для целей нашего поведения.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: примаслить — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
В познании природы принципы того, что происходит (например, принцип равенства действия и противодействия в передаче движения), суть вместе с тем и законы природы, так как там
применение разума теоретическое и определяется характером объекта.
То же и с идеей отвлечённого разума, если называть так идею, черпаемую человеком из неизменной глубинной природы разума и его принципов, идею, совершенно независимую от всё возрастающей сложности
применения разумом этих принципов в связи с растущей сложностью опыта, например опыта новой физики.
Правильное
применение разума позволяет принимать правильные решения и осуществлять правильные действия.
Абсолютная полнота рядов этих условий при выведении их членов есть идея, которая в эмпирическом
применении разума никогда, правда, не может быть полностью осуществлена, однако всё же служит правилом, руководствуясь которым мы должны поступать по отношению к таким рядам, а именно при объяснении данных явлений (в нисхождении или восхождении), так, как если бы ряд сам по себе был бесконечным, т. е. in indefinitum; там же, где сам разум рассматривается как определяющая причина (в свободе), следовательно, где речь идёт о практических принципах, мы должны поступать так, как если бы перед нами находился не объект чувств, а объект чистого рассудка, где условия могут полагаться не в ряду явлений, а вне его, и ряд состояний может рассматриваться так, как если бы он начинался прямо (посредством интеллигибельной причины).
Наше процветание стало возможным, благодаря использованию энергии и машин, в результате чего всё меньшему количеству людей приходится производить продукты питания, энергию и потребительские товары и всё больше людей могут выполнять работу, которая требует
применения разума и даже придаёт смысл и цель нашей жизни.
Наставления и предписания – эти механические орудия
применения разума или, вернее, злоупотребления его природными дарованиями – представляют собой кандалы постоянного несовершеннолетия.
Итак, существуют два способа
применения разума, которые весьма различны в своём развитии именно потому, что в явлении, посредством которого нам даются все предметы, есть два элемента: форма созерцания (пространство и время), которая может быть познана и определена совершенно a priori, и материя (физическое), или содержание, которое означает нечто находящееся в пространстве и времени.
Кембриджские платоники работали не просто с бессодержательным понятием доказательства, но с целой системой идей, нашедших своё кульминационное выражение в понимании нами самих себя в мире, где мы сотворены таким образом, что это даёт нам возможность плодотворного
применения разума.
Без опыта
применения разума человеку в дикой природе выжить было невозможно.
Таким образом, критика разума необходимо приводит в конце концов к науке; наоборот, догматическое
применение разума без критики приводит к ни на чём не основанным утверждениям, которым можно противопоставить столь же ложные утверждения, стало быть, приводит к скептицизму.
Основой духовного, материального и политического прогресса просветители считали конструктивно-критическое
применение разума.
Как видим, целью логики выделяется не выявление формальных правил, которым нужно придерживаться при мышлении, а исследование логичности мыслимого содержания и, соответственно, рассмотрение
применения разума.
Поскольку в классическую эпоху наука становится средоточием всей культуры, диктует свой образ мысли всем сферам культуры, то такое понимание реальности становится общезначимым, т. е. значимым не только для науки, но и для обыденного сознания, для всех сфер, считающих науку, а точнее, математическое естествознание, идеалом
применения разума.
Стр. 826: " хотя в теоретическом познании мира я не располагаю ничем, что необходимо предполагало бы эту мысль как основание моего объяснения явлений в мире, и я скорее обязан пользоваться своим разумом так, как будто всё есть только природа, тем не менее целесообразное единство есть такое важное условие
применения разума к природе, что я не могу пройти мимо этого, тем более что в опыте мы находим множество примеров его.
Ведь сфера
применения разума распространяется на самые разнообразные проблемы и, следовательно, на правила и законы.
Религия – это высшая человечность, но именно она принесла народам первую культуру и науку; религиозное ощущение невидимых сил является условием всякого высшего
применения разума.
При логическом
применении разума используется его способность производить умозаключения, делать конкретные выводы.
Применение разума пришельцев дало древним магам преимущества в инвентаризации и классификации элементов мироописания.
Жизнь имеет свойство продолжаться и распространятся, что с
применением разума можно растянуть до вечности.
Настойчивое
применение разума необходимо именно потому, что привычные нам модели мышления не отличаются рациональностью.
Поэтому критика, поскольку она ограничивает чувственность, правда негативна,но так как она тем самым снимает препятствие, которое ограничивает или даже грозит вообще упразднить практическое
применение разума, то в действительности она приносит положительную,и весьма существенную, пользу, если только убеждаются в том, что существует безусловно необходимое практическое (нравственное) применение чистого разума, при котором разум неизбежно выходит за пределы чувственности, и, хотя для этого он не нуждается в помощи спекуляции, всё же должен оградить себя от её противодействия для того, чтобы не впасть в противоречие с самим собой.
Хотя между областью понятия природы в качестве чувственного и областью понятия свободы в качестве сверхчувственного лежит необозримая пропасть, так что переход от первой ко второй (следовательно, посредством теоретического
применения разума) невозможен, будто это два настолько различных мира, что первый не может влиять на второй, тем не менее второй должен влиять на первый, а именно понятие свободы должно сделать действительной в чувственном мире цель, заданную его законами, и, следовательно, необходимо мыслить природу таким образом, чтобы закономерность её формы соответствовала по крайней мере возможности целей, которые должны быть осуществлены в ней по законам свободы.
Таким образом, телесное существование понимается как благое и заключающее в себе такие блага как чувства, согласное функционирование телесных органов, деятельность, способность использовать разум, а также плодотворное
применение разума в познании самих себя и мира и признание человеческой природы как благой и ориентированной на божественное.
Чисто практическое
применение разума человека заключается в предписании моральных законов.
Мы будем в этой книге говорить о более простой вещи – формальном, логическом
применении разума.