Если возможно предложить общую формулу, то в подобных случаях из‐за тревожного умножения
причинного ряда возникает сильная склонность к более или менее устойчивому восприятию объяснительных гипотез, способных упростить или выстроить иерархию причинности.
Здесь же в этой прогрессии
причинного ряда, т. е. в ходе воздействия и претерпевания, для нас важно только то, что при всяком мысленном разложении действия на составные моменты начальный член ряда может представляться нам только как воздействие, т. е. как причина.
Это обстоятельство заключается в том, что когда в результате воздействия на испытуемого мы получаем, с одной стороны, строго
причинный ряд объективных физиологических явлений, а с другой – ряд явлений сознания, то мы не в состоянии найти переход между ними.
Необходимо уточнение, что этот вопрос обращён не к
причинному ряду и не к тому, почему существует конкретно такой, а не иной мир, который мы фиксируем во времени и который является результатом причинного ряда.
Г.Д. Измерение тоже находится в
причинном ряду.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: леникс — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Труд и доход, потребность и удовлетворение – вот два
причинных ряда, в которых протекает экономическая жизнь человечества.
Если бы временное смещение было незаметно малым, но отрицательным, оно должно было бы складываться в заметное отрицательное смещение в достаточно длинном
причинном ряду, т. е. косвенное следствие должно было бы быть раньше причины.
Восприятие и представление не образуют членов физического
причинного ряда.
Причинные ряды ясно показывают, что причинность временна.
Реальность духовной жизни не определяется
причинным рядом в физическом и психическом мире, она определяется из глубины, из недр собственной первожизни.
Эффект может снова стать причиной нового эффекта, тот, в свою очередь, может стать причиной нового эффекта, и так далее; таким образом возникает (388)
причинный ряд, в котором каждое звено связано с предыдущим как эффект и с последующим как причина.
Интерес человека к
причинному ряду проявляется в двух отношениях: во-первых, чтобы вывести неизбежность наступления (389) будущих событий из их ощутимых косвенных причин и вовремя скорректировать своё поведение, а во-вторых, чтобы иметь возможность повлиять на ход причинного ряда, насколько это возможно, вмешавшись в нужный момент таким образом, чтобы конечные результаты соответствовали желаниям человека.
Однако и прогнозирование, и влияние на
причинный ряд придут слишком поздно, если человек захочет ограничиться наблюдением и влиянием на непосредственные причины.
Единственный реальный
причинный ряд – это тогда третий, неизвестный нам ряд, который принадлежит уже не феноменальному миру, а метафизической сфере.
Сталкиваясь с рождением нового живого существа, мы полагаем уходящий в бесконечность прошлого
причинный ряд базисного типа, который «привёл» к этому рождению, поскольку ничто в здешнем (сознаваемом) мире не происходит без причины.
В-третьих, свобода трактуется как способность человека начинать
причинный ряд от себя, быть выше утилитарных, корыстных мотивов.
Только из совпадения этих двух
причинных рядов может быть объяснено и понято детское развитие.
Только если незаметно малое временное смещение будет положительным, оно может составить в
причинном ряду заметное положительное смещение, что позволит признать конечный эффект более поздним, чем причина.
Чем длиннее
причинный ряд, тем в среднем больше времени проходит между первым и последним звеном; но косвенная причина никогда не бывает позже следствия.