Отечественные психологи, изучая причины
проблемного поведения детей, выявили, что в основе отрицательных аффективных переживаний лежит неудовлетворение каких-либо жизненно важных потребностей.
Стала ясна циркулярная последовательность и ключевые события, запускающие
проблемное поведение.
Будь это правдой, действительно мало кто из нас решился бы поселить в доме собаку, а уж тем более усыновлять взрослых псов или псов с заведомо
проблемным поведением.
Два года родители «боролись» с
проблемным поведением дочери – проведением ею времени в «дурной компании» подростков.
Я работаю с
проблемным поведением собак с 2015 года.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: недовязанный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Обучение редко обходится без откатов назад, и вы должны быть готовы к этому: случается так, что ребёнок на время как будто теряет полученный навык и
проблемное поведение возобновляется.
Общая тема, озвученная читателями и участниками семинаров, заключалась в следующем: как только они развеяли старые мифы и стали рассматривать
проблемное поведение в ином свете, они ясно увидели – то, что их интуиция говорила им всё это время, было правильным; и они получили подтверждение своим эмоциям.
Следует также отметить важную особенность: после двух лет занятий классы в таких школах были лучше организованы, наблюдалось уменьшение
проблемного поведения среди учеников.
И тем не менее дети не доверяют нам и демонстрируют всё более
проблемное поведение в классе.
Со временем я пришла к новому пониманию
проблемного поведения, весьма далёкому от тех узких взглядов, которые нам прививали на студенческой скамье.
В своей клинической практике я обнаружила, что устойчивое
проблемное поведение редко обусловлено намеренным, сознательным неповиновением, избеганием или попытками манипулирования.
Я сталкивалась с разным
проблемным поведением ребёнка – неумением общаться с другими, робостью, закомплексованностью, повышенной тревожностью.
В скором времени
проблемное поведение ребёнка снова вернётся.
Часто клиенты, лучше других знакомые с собой, подмечали модели
проблемного поведения и даже могли представить чёткий путь, ведущий к изменениям.
Те способы, которые мы выбираем, чтобы справиться с
проблемным поведением учеников, зачастую портят отношения и ещё сильнее усугубляют проблему.
У многих учителей 30 и больше учеников в классе, некоторые из них отличаются
проблемным поведением.
Интерпретация
проблемного поведения как адаптивной реакции, а не целенаправленного непослушания заставила меня изменить почти все мои прежние представления о том, как следует помогать детям и их родителям.
Иными словами, положительные подкрепления или отрицательные последствия повышают уступчивость и снижают частоту
проблемного поведения.
В трёх разделах книги показано, как выявить первопричины и триггеры
проблемного поведения каждого ребёнка.
В третьей части речь пойдёт о специфических состояниях, при которых
проблемное поведение встречается особенно часто.
Эти высокие цифры свидетельствуют о фундаментальном непонимании первопричин детского
проблемного поведения и методов борьбы с ним, а также о сохраняющемся влиянии расовых предрассудков на процесс его выявления.
Как мы увидим далее, пытаясь устранить
проблемное поведение, мы зачастую устанавливаем либо слишком высокую, либо слишком низкую планку.
Одна из причин, почему устоявшееся
проблемное поведение так трудно поддаётся коррекции, заключается в том, что зачастую мы неправильно определяем его цель.
Когда мамы обращаются ко мне по поводу
проблемного поведения детей, мы всегда приходим в итоге к состоянию мамы и тому, что происходит с ней.
Мы действительно придаём большое значение чёткому определению
проблемного поведения – что это такое, кем и каким образом оно рассматривается как проблема.
Мы также придаём большое значение функционированию и устойчивости
проблемного поведения.
Системный терапевт, конечно, не отбросит эту гипотезу, но захочет исследовать
проблемное поведение ребёнка, опираясь на взаимосвязанность всех членов семьи и отношений между ними.
Лучше постарайтесь понять, что именно
проблемное поведение говорит вам о внутренних переживаниях вашего ребёнка.
Когда
проблемное поведение прекратится само собой, это будет означать, что мы помогли её платформе.
Однако современная нейронаука подсказывает нам, что всё гораздо сложнее: многие формы
проблемного поведения отражают то, как мозг и тело ребёнка реагируют на стресс.
Здесь вы познакомитесь с причинами
проблемного поведения ребёнка и узнаете, как действовать, чтобы изменить его.
Людям вокруг не нравится
проблемное поведение.
Сопротивление может проявляться и в так называемом
проблемном поведении: молчании и пассивности, в стремлении давать советы другим участникам, утешать их, в монополистическом поведении, в зависимом поведении, в демонстрации своего морального превосходства, в задавании вопросов, «интеллектуализации», поисках «козла отпущения» и т. п.
Так принято называть самый распространённый вид
проблемного поведения ребёнка. В чём его суть?
Думаю, правильно будет сказать, что события, которые большинство из нас воспринимает как стрессовые: жёсткие сроки, конфликты, споры, кризисы,
проблемное поведение окружающих и т. д. – вполне комфортно переносятся представителями восьмого типа.
Основным фактором, запускающим и интенсифицирующим стресс, является высокий уровень
проблемного поведения ребёнка, причём уровень родительского стресса не коррелирует с интеллектуальными способностями ребёнка.
Как отстранение, вызываемое усталостью родителей, так и агрессия, эти эффекты хронического стресса, в свою очередь, катализируют
проблемное поведение ребёнка.
Дети с тревожным психотипом обычно стараются всячески привлечь к себе внимание, проявляют
проблемное поведение или, наоборот, нарочито покладисты (синдром отличника).
Через сказку можно скорректировать
проблемное поведение, показав ребёнку альтернативу, передать новые знания, повысить познавательный интерес.
В одной из глав рассматривалось
проблемное поведение.
Мои коллеги в области эрготерапии убеждены: анализ сенсорных систем и предпочтений ребёнка может оказать значимое влияние на понимание и поддержку детей, демонстрирующих
проблемное поведение.
Мы часто списываем
проблемное поведение на попустительство родителей или диагноз и полагаем, что всё, что нужно ребёнку или подростку, – это более развитый поведенческий контроль, более строгое воспитание или другое, более эффективное лекарство.
Когда ваша голова касается подушки, вы испытываете глубокое чувство благодарности и признательности себе за новую привычку – не отвлекаться за рулём – и ложитесь спать с чувством покоя и облегчения, потому что изменили своё некогда
проблемное поведение.
Рассмотрение
проблемного поведения не изолированно, а связано с его непосредственным контекстом – поведением других членов семьи и означает нечто большее, чем просто конкретное изменение точки зрения, каким бы важным это ни было.
Существовало базовое представление о том, что для лечения
проблемного поведения в каких-то частях семейной системы потребуются изменения, но рекомендации о том, на чём терапевт должен сосредоточить исследование и как влиять на изменения, были фрагментарными и противоречивыми.
Мы считаем интерактивный контекст поведения настолько важным, что, в дополнение к тому, что мы придаём мало значения историческим или личностным факторам как предполагаемым источникам
проблемного поведения, мы придаём мало значения и предполагаемым органическим дефицитам, если они не установлены определённо или явно релевантны.
Если формирование и поддержание проблемы рассматриваются как части процесса порочного круга, в котором хорошо продуманное поведение «решения» поддерживает проблему, то изменение этого поведения должно прервать цикл и инициировать разрешение проблемы, то есть необходимо прекращение
проблемного поведения для того, чтобы оно больше не провоцировало другие модели поведения в системе взаимодействия.
Оказалось, что взаимосвязь
проблемного поведения брата и стиля воспитания ускользнули от её внимания.