Однако экономическая теория
провалов рынка экономике показывает, что корни проблемы следует искать гораздо глубже.
Зачастую предполагается, что государство должно принимать меры по корректировке
провалов рынка после их обнаружения.
Никто не сделал больше экономистов в препарировании бесчисленных случаев, в которых могут иметь место
провалы рынка.
С помощью таких актов вмешательства можно смягчать последствия
провалов рынка, не причиняя вреда его фундаментальным устоям.
Хуже того: применяя принципы неоклассической модели, можно было без труда повсеместно находить так называемые
провалы рынка, поскольку эта модель служила только целям математического описания определённых фундаментальных взаимосвязей и совершенно не могла точно совпадать с действительностью.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: люминист — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
С точки зрения «новой концепции
провалов рынка» рынки насквозь пронизаны проблемами, связанными с коллективными благами и асимметрией информации, подавляющими процесс открытия и передачи информации, препятствующими достижению эффективного равновесия.
С точки зрения теории
провалов рынка ряд услуг, от предоставления услуг общественных парков и маяков до контроля над загрязнением окружающей среды промышленностью, даёт твёрдые основания считать, что паттерн размещения ресурсов может быть улучшен с помощью адресного воздействия государства.
Другими словами, государственное вмешательство должно быть нацелено прежде всего на ликвидацию
провалов рынка, которые выражаются, в частности, в монополии, в недостаточной прибыльности отдельных общественно необходимых видов деятельности, в структурных диспропорциях и т.п.
Кроме того, в то время как сторонники теории
провалов рынка правы в своей сосредоточенности на «совместимости стимулов», они оказываются не в состоянии применить этот анализ к их излюбленным институциональным альтернативам.
Именно в этом контексте вирджинская школа общественного выбора доказывает, что проблемы экстерналий и высоких транзакционных издержек, порождающие
провалы рынка, могут быть ещё более ярко выраженными в условиях демократического политического процесса.
Экономисты называют эти слабые стороны
провалами рынка.
Такой искусственно созданный экологический рынок восстанавливает в силу принцип исключаемости и тем самым ликвидирует
провал рынка, поскольку теперь только тот имеет право осуществлять выбросы вредных веществ, кто сначала приобрёл соответствующий сертификат.
Неудивительно, что эти усилия постепенно превратились в анализ свойств и последствий проявлений указанной жёсткости (такова и псевдонеоклассическая исследовательская программа, её единственное отличие от кейнсианства состоит в том, что на место рукотворных институтов, порождающих жёсткость ограничений на изменения параметров экономики, кейнсианцы поставили гипотетические
провалы рынка), исследования в области методов агрегирования, упражнений по прикладной эконометрике и т. д.
Понятно, что если в экономической теории всё больше усилий направляются на определение
провалов рынка в деле достижения желательных результатов, то всё большее внимание будет уделяться не просто отысканию необходимых средств лечения, но и проектированию политических структур, имеющих максимум шансов на то, чтобы создать такие средства и обеспечить эффективное принуждение к их использованию.
Конечно, большинство читателей могут заметить, что принудительные нормы могут служить индивиду – в том духе, что они могут компенсировать некоторые разновидности
провалов рынка и, в частности, использоваться как реакция на оппортунистическое поведение.
Провалы рынка могут быть исправлены и в рамках институционального контекста, заданного добровольными институтами, когда индивиды, заинтересованные в сотрудничестве, соглашаются действовать, следуя предложениям, выдвинутым институциональным предпринимателем, возможно и самим правителем, и признают, что правитель (или кто-то ещё, если это позволит слабое государство) является также тем лицом, которое обеспечивает принуждение к выполнению данного соглашения.
Экономисты рассматривают рынок как принимаемую по умолчанию основу общественного порядка, обращая взгляд на роль государства только в случаях
провала рынка.
Возможно, именно следование этому принципу привело к значительному росту государственных расходов, так как всё время обнаруживались все новые предполагаемые
провалы рынка.
Новые программы расходов заявляли или подразумевали, что цель состоит в снижении экономических рисков для большинства граждан, а не в устранении
провалов рынка или непосредственном перераспределении доходов.
И хотя принцип борьбы с
провалами рынка полезен, он не работает в некоторых важных случаях.
В-третьих, он определяет
провал рынка сугубо формально, игнорируя его более широкие последствия для множества граждан.
Подход, основанный на идее
провала рынка, не учитывает, что потребность в государственном вмешательстве не бывает неизменной.
Как следствие, эти теории вменяют в обязанность правительству вмешиваться и устранять
провалы рынка.
Даже если допустить сотрудничество для поддержания свободных рынков, но не принимать никаких других форм координации политики, можно возразить, что, скорее всего, произойдёт экологический
провал рынка.
Теории, основанные на предпосылке о возможности
провала рынка, в большинстве своём акцентируют экономическую функцию государства, связанную с выполнением более масштабной задачи по распределению (аллокации) ресурсов.
Необходимость такой политики обосновывалась наличием особого типа
провала рынка – неспособности создать такой совокупный спрос, который позволит поддерживать стабильный экономический рост при максимально возможном уровне занятости.
Он также добавил, что «нормы социального поведения, включая этические и моральные нормы… [могут являться] реакцией общества с целью компенсации
провала рынка» (Arrow, 1970, p. 79).
БЕЗРАБОТИЦА – то есть неспособность рынка создавать новые рабочие места для большого числа граждан – является самым страшным
провалом рынка, важнейшим источником шаткости и серьёзной причиной нестабильности.
С точки зрения новой теории
провалов рынка, раз классические либералы преувеличивают роль конкуренции, то они преувеличивают и роль системы цен.
Согласно традиции ордолиберализмабольшинство экономистов принимают без доказательства тот факт, что рецепт экономического процветания представляет собой некую смесь из экономической свободы (более или менее жёсткое принуждение к соблюдению права собственности) и перераспределения во имя социальной справедливости и социального мира, куда нужно добавить некоторое количество норм регулирования экономической деятельности, зависящее от убеждений составителя рецепта в значимости и масштабах так называемых
провалов рынка.
Этот подход базируется на теориях
провалов рынка, которые подвергают сомнению практическую применимость решений, опирающихся на права собственности, и на взглядах тех, кто утверждает, будто моральный статус экологических благ препятствует их распределению на основе обмена.
В учебниках экономики и статьях в профессиональных экономических журналах часто пишут, что государственное вмешательство в экономику оправдано в случае
провалов рынка.
Одновременно сам институт государства является ключевым субъектом для понимания логики функционирования государственных финансов, в которых государство более эффективно, чем иные механизмы, а если речь вести только об экономике, то государство компенсирует так называемые
провалы рынка, где свободный рыночный механизм конкуренции, спроса и предложения не существует или неэффективен.
Поэтому, сторонники общественного выбора исходят из того, что государственные методы регулирования экономики не должны ущемлять рыночные механизмы, должны быть строго обоснованы полезностью для экономики и находиться в строго ограниченных пределах, а также направлены, прежде всего, только на корректировку
провалов рынка.
Это значит, что если правительство сосредоточит усилия на повышении эффективности и обеспечении справедливости рынков, а не на попытках подменить их по причине предполагаемых
провалов рынка, то сможет значительно сократить государственные расходы и налоговое бремя, продолжая предоставлять населению те государственные услуги и общественные блага, эффективно производить которые способно только государство.
Но по факту государственное вмешательство намного реже имело целью «адресное» устранение
провалов рынка в сфере распределеления доходов и намного чаще сводилось к неадресному перераспределению.
Далее в главе 6 с помощью теорий
провала рынка в экономике, а также более традиционной теории рационального выбора разрабатывается функциональная теория международных режимов, которая показывает, почему правительства могут создавать режимы и даже соблюдать их правила.