В основе некоторых игр, например, лежат
проективные методы, которые дают возможность участникам проявить находящиеся в глубинных слоях подсознания чувства и идеи, желания и опасения, воспоминания и надежды.
Представленные в пособии методики разделены на шесть групп: методы клинико-психологического исследования личности, методы диагностики познавательных процессов, методы диагностики негативных психических состояний, методы диагностики признаков нервно-психической неустойчивости и социальной дезадаптации, методы диагностики выраженности психопатологической симптоматики,
проективные методы исследования личности.
Тем не менее большим преимуществом
проективных методов является их объективность со стороны испытуемого.
Эффективное использование патопсихологического материала в клинических целях обусловлено и применением патопсихологом в ситуации судебной экспертизы всестороннего методического арсенала: как правило, при экспериментально-психологическом исследовании патопсихолог задействует до 10–15 методик, направленных на изучение особенностей познавательной деятельности (восприятия, внимания, памяти, мышления) и динамики умственной работоспособности, набор ориентированных на исследование личностных особенностей
проективных методов, опросников.
На этом и основаны
проективные методы, предназначенные для целостного изучения личности, а не для выявления отдельных её чёрт, поскольку каждое эмоциональное проявление человека, его восприятие, чувства, высказывания, двигательные акты несут на себе отпечаток личности.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: девятерик — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Одно из немногих исследований о детях из низшего класса, где использовались
проективные методы, установило, что «эти подростки и молодые люди вносят в своё поведение лишь корректуры, ориентированные на внешний мир, а не такие, которые бы основывались на углублённом знакомстве с их собственными импульсами и на обработке этих импульсов с помощью фантазии и интроспекции. <…> У них отсутствует богатая внутренняя жизнь, фактически их образная активность в сфере воображения скудна, бедна содержанием и ограниченна. <…> Когда эти юноши и девушки сталкиваются с новой ситуацией, у них есть тенденция реагировать быстро, и они не изменяют свои первоначальные впечатления от наблюдаемой ситуации, которая видится им как нечто грубое и цельное – с минимумом интеллектуального дискриминирования её компонентов».
Если не использовать
проективных методов, то на первой встрече с кандидатом мы услышим социально приемлемые и социально ожидаемые ответы.
Проективные методы диагностики чаще ориентированы на исследование личностных установок, мотивации, интересов, ценностей, страхов, тревожности, психотравмирующего опыта.
В дальнейшем использование отдельных
проективных методов стало своего рода альтернативой или информативным дополнением к предварительно проводимому с пациентом диагностическому интервью, цель которого – понять, показана ли клиенту психотерапия и каким может быть формат помощи.
И в этом огромный потенциал
проективного метода психологической диагностики, позволяющий легко и непринуждённо, безболезненно и не принося вслед за собой психотравмирующий осадок от переживаний, а наоборот, чувство высвобождения, обходя психологические защиты, увидеть так много из прекрасного, уникального и удивительного мира психики каждой отдельной личности.
Происхождение
проективных методов неразрывно связано с практикой психотерапии.
На этом свойстве психики основаны многие, если не все, психотерапевтические техники и приемы, например, метод свободных ассоциаций, работа с метафорическими картами, различные
проективные методы, трансформационные игры и т. д.
Именно
проективные методы спешат на помощь к психологу-диагносту, чтобы раскрыть истинные поведенческие причины, увидеть эмоции, оценить психо-эмоциональное состояние.
Это был стандартный опросник и один из известных
проективных методов.
Кроме того, в настоящее время в интернете обрели популярность
проективные методы с открытыми ключами, в которых интернет-пользователям предлагается самостоятельно проводить исследование и расшифровывать результат – для развлечения.
Зачастую для этого используются
проективные методы.
Проективные методы мало что добавляют у них к прямому самоотчёту.
Начнём с вопроса, почему
проективные методы столь популярны как в диагностической практике, так и в исследованиях.
Важным представляется то следствие из этих исследований, что психодиагност никогда не должен использовать в исследовании мотивации
проективные методы без одновременного использования прямых методов.
Но мы можем также обнаружить – и здесь
проективные методы находят применение, – что внешне мягкий и спокойный индивид, отрицающий какую-либо тревогу, обнаруживает глубокое беспокойство и страх при выполнении проективных тестов.
Но когда в системе личности в целом налицо гармония,
проективные методы могут очень мало (или не могут ничего) сообщить нам о мотивации.
Проективные методы сложны, и скорее не трудоёмкостью, а сложностью и неоднозначностью интерпретации результатов.
Согласно его мнению,
проективные методы объединяются взглядом на личность как на процесс организации и структурирования жизненного пространства [104].
Вследствие малой структурированности предлагаемого в них материала и предлагаемой свободе самовыражения,
проективные методы побуждают индивида к раскрытию собственного способа организации опыта, структурирования жизненного пространства, интерпретации материала и аффективным реакциям посредством проекции своего внутреннего мира, своих смыслов, ценностей, паттернов и чувств, то есть моделируют ситуацию, в которой актуализируется «личностный процесс».
Особое место уделяется
проективным методам диагностики и приводятся примеры применения арт-терапевтических приёмов в работе практического психолога.
Зеркало – потому что является частью
проективного метода, позволяющего автору определить психотип и составить психологический портрет на основе проекций и интерпретаций прочитанных фрагментов.
При оценке поведенческих и эмоциональных реакций ребёнка целесообразно сочетать наблюдение с
проективными методами исследования личности (цвето-ассоциативные тесты, методика незаконченных предложений, рисуночные тесты и др.).
Позже в связи с
проективными методами стали обсуждаться не только задачи глубинной личностной диагностики, но и возможные практические следствия для психотерапевтической работы.
Эти сведения представляют собой ту реальность (как «объективную», так и «субъективную»), в которой существует пациент, и которая в метафорической форме может отражаться в
проективных методах исследования и может позволить психологу сформулировать гипотезы относительно психологических механизмов проблем и конфликтов, имеющихся у пациента.
Проективные методы исследования личности.