Однако для осуществления анализа структуры, содержания и механизмов формирования такой специфичности его
профессиональное мышление оказывается непригодным.
Только слабым можно назвать
профессиональное мышление командиров оперативного и оперативно-тактического звена, которые ещё и в 1935–1936 гг. (по началу 37-го данных нет) сплошь и рядом планировали операции и ставили задачи подчинённым, не учитывая ни особенностей местности, ни наличия сил и средств, ни времени, необходимого на подготовку боевых действий, – и не заботились об организации связи.
Только слабым можно назвать
профессиональное мышление командиров тактического звена, которые и в 35-м, и в 36-м, и в первой половине 37-го сплошь и рядом не заботились о том, чтобы подготовить и поддержать движение своей пехоты в атаку огнём хотя бы пехотного оружия.
Здесь имеет место третий, высший уровень «присвоения»: формируется индивидуальный стиль специалиста, его профессиональное «лицо», получают «психологический простор» инновационные виды
профессионального мышления.
Подготовка по специальной психологии вооружает студентов методами психологического консультирования и психологической поддержки, формирует новое
профессиональное мышление.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: рязанцы — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Познание динамических и структурных характеристик мыслительной деятельности профессионала, выявление её психологических закономерностей и механизмов является необходимым условием формирования творческого
профессионального мышления субъекта.
Это подтвердило специальное исследование
профессионального мышления докторов наук, описанное в книге «Технология интеллектуального образования».
Таким образом, чем большее значение для деятельности имеет
профессиональное мышление специалиста, тем больше вреда от того, что оно функционирует неадекватно.
Установить механизм функционирования надситуативного уровня
профессионального мышления можно с помощью метода динамического моделирования [14–21].
Чем чаще осуществляется такой мыслительный тренинг, тем реальнее формирование
профессионального мышления специалиста.
Функции
профессионального мышления субъекта в контексте практической деятельности выступают прежде всего как функции анализа конкретных производственных ситуаций, постановки задач в данных условиях деятельности, разработки планов и проектов решения этих задач, регуляции осуществления наличных планов, рефлексии полученных результатов.
Задачи по мере их решения расширяют информационное поле профессиональной деятельности психолога, способствуют уточнению гипотез, совершенствованию теории, а при необходимости приводят и к реорганизации всего стиля
профессионального мышления учёного.
Профессиональное мышление рассматривается нами как высший познавательный процесс поиска, обнаружения и разрешения проблемности, выявления внешне не заданных, скрытых свойств познаваемой и преобразуемой действительности.
Такие действия, изменяясь по форме, сохраняют свою содержательную специфику, существенные свойства и функции
профессионального мышления субъекта.
Психология
профессионального мышления – интенсивно развивающаяся область современного теоретического знания и практической деятельности.
Это означает, что чтобы спастись от экологической гибели, профессионализм должен стать универсальным, адекватно сложным решаемым проблемам, с которыми сталкивается человек, должен стать исследовательским, креативным по внутренней сущности
профессионального мышления.
Процесс возникновения
профессионального мышления связан с наличием проблемности в осмыслении и преобразовании возникшей ситуации.
Они существенно отличаются предметом, в котором и с помощью которого психолог получает новое знание о качествах психической реальности другого человека, т. е. отличаются содержанием
профессионального мышления.
Когда происходит непрерывный процесс насыщения трудовой деятельности сложной техникой и осваиваются новые технологии, возрастают требования к
профессиональному мышлению работников.
Профессиональное мышление тогда служит средством познания и преобразования окружающего мира, потребностью, целью, ценностью и смыслом жизни человека, когда у профессионала формируется позитивное отношение к труду.
Результаты психолого-педагогических исследований, изложенные в учебном пособии, имеют научную новизну, поскольку представлено описание зрелости
профессионального мышления как свойства субъекта труда.
Психологии творческого
профессионального мышления уделяется пристальное внимание.
Творческое
профессиональное мышление направлено на выход за пределы решаемой специалистом задачи; на созидание результата или оригинальных методов его получения на основе конструктивного преобразования познанного.
На основе разработанной нами структурно-уровневой модели педагогического мышления как разновидности
профессионального мышления можно выделить два типа мышления: ситуативный и надситуативный [14–21].
По своему происхождению
профессиональное мышление представляет собой систему умственных действий, возникающих на основе познания и преобразования сложной ситуации.
Механизмы творческого
профессионального мышления невозможно понимать без учёта механизмов развития психики.
Данные механизмы обеспечивают формирование, коррекцию, создание новых интеллектуальных качеств
профессионального мышления.
Здесь демонстрируется связь теоретического базового знания и практики, происходит формирование практического
профессионального мышления.
То есть все о ней знают, но не говорят, не спорят, и в пространстве
профессионального мышления как-то не считается это актуальным и заслуживающим внимания.
Итак,
профессиональное мышление психолога осуществляется в виде текста, содержание которого проявляет, фиксирует, создаёт качества психической реальности как особого предмета мышления.
Специалист обладает таким уровнем внутренне детерминированной активности, при которой он в состоянии поступать независимо от частных ситуаций и обстоятельств, вырабатывать особенную стратегию
профессионального мышления, поведения и деятельности.
Так, опираясь на данную идею можно ситуативность/надситуативность
профессионального мышления рассматривать расположенными на противоположных осях, а иногда и антагонистических полюсах.
Рефлексивный компонент
профессионального мышления определяет развитие профессионального прогнозирования, профессионального самоанализа и других профессионально значимых качеств.
Сказывалась специфика
профессионального мышления, никак не позволявшая им прийти к взаимопониманию.
Специфика и особая привлекательность этого подхода по сравнению с прочими состоит в том, что он делает возможным вычленение в качестве единицы анализа
профессионального мышления – проблемность, а в качестве единицы анализа деятельности – профессиональную проблемную ситуацию.
Таким образом, для понимания
профессионального мышления преподавателя важно учитывать идею осознавания, вытекающую из данного подхода: как только мы осознаём проблемность, границы ситуации расширяются.
Если же предмет психологии
профессионального мышления учителя позволяет рассматривать через призму проблемы данной личности профессионала в целом, то именно в этом случае научные идеи приобретают концептуальную и практическую силу.
Профессиональное мышление педагога, достигая высшего иерархического уровня (обнаружения надситуативной проблемности), характеризуется творческими особенностями: «открытость», «выход за пределы».
Протекание процесса
профессионального мышления рассматривается нами на двух уровнях: ситуативном и надситуативном.
Особенно интересно, что персонажи книги действуют не столько шаблонными схемами, сколько имеют
профессиональное мышление.
Процесс возникновения
профессионального мышления связан с выявлением субъективной проблемности в возникшей ситуации.
Начинало включаться
профессиональное мышление.
Теоретические и практические проблемы творческого
профессионального мышления привлекали к себе внимание многих авторов.
Становится очевидным, что именно «уровневость»
профессионального мышления выступает его неотъемлемой чертой, возникшей, с одной стороны, как проявление общих, фундаментальных закономерностей функционирования мышления человека, а, с другой стороны, отражает профессиональную специфику.
Продуктом
профессионального мышления в данном случае будет являться снятие проблемности и разрешение проблемной ситуации, которое несёт за собой некий обобщённый способ действия или приём, который может применяться в подобных ситуациях.
Практически все современные подходы к пониманию
профессионального мышления опираются в своей основе на различные направления философской мысли.
Так, понятие
профессионального мышления может быть определено лишь операциями измерения (т. е. инструментальными).
Корни недостаточной исследованности
профессионального мышления находятся, прежде всего, на методологическом уровне.
Именно творческая направленность рассматривается в данной теории как главная детерминанта
профессионального мышления.
Под
профессиональным мышлением принято понимать обобщённое отражение в сознании специалиста значимых фактов, явлений, процессов в их необходимых, существенных связях и отношениях, характерных для данного вида деятельности.