Они трактуются как методы
психологической диагностики испытуемых.
Проблемы
психологической диагностики детей с задержкой развития сохраняют свою актуальность на протяжении последних десятилетий несмотря на большое количество исследований в этой области.
Психодиагностика предназначена для того, чтобы оказать помощь родителям, детям и подросткам, сообщив им в доступной форме результаты
психологической диагностики, которую проводил психолог.
Таким образом, несмотря на разные исходные позиции в
психологической диагностике интеллектуального развития в нашей стране и западных странах, в настоящее время нас объединяют общие проблемы.
Психологическая диагностика аномального развития детей – сравнительно молодая отрасль психологической науки.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: вулканит — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
На протяжении первой половины XX в. специалистами в области
психологической диагностики было создано множество разнообразных тестов.
Так и в случае
психологической диагностики состояния утомления – снижение точности движений, нарушение их структуры и разлад координированности становятся объективными критериями состояния утомления.
Тогда собеседование получиться более плодотворным, а
психологическая диагностика выведет точные, непротиворечивые данные.
Психологическая диагностика выделилась из психологии и начала складываться на рубеже XX в. под воздействием требований практики.
Особое направление в
психологической диагностике связано с разработкой различных методов диагностики личности.
Как следствие, ребёнок или взрослый воспринимается через призму медицинского диагноза, а
психологическая диагностика сводится к выявлению клинических симптомов нарушений в развитии.
Но это является камнем преткновения
психологической диагностики.
Нельзя сказать, что развитие практической
психологической диагностики развивалось без учёта данных научных исследований и теоретических разработок детского развития.
При специальном обучении и изучении контингента детей, не справляющихся с обучением в массовой школе,
психологическая диагностика приобретает особое значение.
Выделение определённой группы учеников, не справляющихся с обучением в общей школе, сыграло историческое значение в развитии
психологической диагностики вообще и диагностики аномального развития в частности.
Затем появился спрос на отбор при приёме на работу наиболее подходящих кандидатов через профессиональную
психологическую диагностику.
За два года до этого в 2013 году в серии «Психологическая наука – практике» была издана книга «
Психологическая диагностика кандидатов в замещающие родители: Практическое руководство».
Прошло 10 лет со времени первого издания книги «
Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития».
Так, Гуревичем с позиций теории основных свойств нервной системы решаются проблемы профессиональной пригодности человека и вытекающие отсюда вопросы
психологической диагностики [40].
Психологическая диагностика включает диагностические методы, позволяющие при помощи относительно кратких испытаний определить сравнительный уровень развития ребёнка, то есть его соответствие некоторому среднему уровню, установленному для детей данной возрастной группы, или отклонения от среднего уровня в ту или другую сторону.
Психологическая диагностика имеет коррекционные возможности, особенно показательные при использовании обучающего эксперимента [Иванова, 1976].
При этом в рамках
психологической диагностики детей с интеллектуальной недостаточностью речь идёт не столько о диагностике случаев, осложнённых патологией поведения, сколько об эмоциональных и индивидуально-личностных особенностях, влияющих на интеллектуальное развитие ребёнка и определяющих внутренние условия реализации интеллектуальных данных.
Проблема оценки уровня интеллектуального развития традиционно занимает центральное место среди проблем
психологической диагностики детей.
Для целей
психологической диагностики разработано много тестов, инструментов и измерительных материалов.
Психологическая диагностика нарушений развития теснейшим образом связана с психологической коррекцией дефекта.
Однако тонкая
психологическая диагностика степени снижения интеллекта реально возможна лишь начиная с дошкольного возраста.
С нашей точки зрения,
психологическую диагностику целесообразно проводить до начала обучения в школе приёмных родителей.
Очевидно, что стандартизация процедуры
психологической диагностики требует научного подхода, системного видения существующей в этой области проблематики.
Не буду рассказывать о подробностях терапии, сразу скажу, что подобные истории по итогам
психологической диагностики в большинстве случаев оказываются проявлением запоздалого подросткового кризиса.
Этот вывод способствовал уточнению
психологической диагностики и научному обоснованию обучения детей с нарушениями в развитии.
Оригинальность и новизна полученных результатов, научных и технологических решений связана с разработанным и представленным новым подходом к проведению
психологической диагностики внушаемости спортсменов в рамках психологии спортивных достижений, высокой статистической значимости представленного исследования и использованием редких и высоковалидных методов диагностики внушаемости и гипнабельности.
Возможно проведение итоговой
психологической диагностики уровня развития воображения, оригинальности и вариативности мышления.
В четвёртой главе рассматривается соотношение магии и психологии и выясняется, что магические ритуалы могут служить отличным инструментом
психологической диагностики, консультирования и психотерапии.
А ведь необходимо ещё провести
психологическую диагностику, проверить уровень профессионализма, честности, подчиняемости, способности работать в команде и т. д.
Психологическая диагностика представляет собой углублённое психолого-педагогическое изучение обучающихся на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, её потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации.
Наиболее адекватными методами
психологической диагностики являются методы наблюдения и беседы.
Целью применения
психологической диагностики в практической дефектологии (специальной психологии, коррекционной педагогике) является определение уровня умственного развития, уровня интеллекта детей и вместе с тем дифференциальная диагностика нарушений развития.
Специалист, осуществляющий отбор, должен составить психологическую характеристику на претендента, что предполагает умение осуществить индивидуальную
психологическую диагностику человека.
Разработанная модель может найти применение в практике
психологической диагностики и консультирования, а также оказаться перспективной в плане разработки новых методик, в том числе диагностических компьютерных программ и консультирующих чат-ботов.
Контроль знаний и умений ребёнка, на который фактически направлена традиционная
психологическая диагностика интеллектуального развития, предполагает определённую организацию этой процедуры, включающую форму подачи инструкции, способ предъявления заданий, временные ограничения на их выполнение и т. п.
Большую сложность представляет
психологическая диагностика семейных отношений, так как семья, особенно деструктивная, часто выступает как закрытая система.
Персонология – это вид
психологической диагностики, с помощью которой можно определить характер человека.
И если такая ситуация вполне устраивает противоположную сторону, т. е. заказчика и работодателя, то тратить время, средства и усилия на
психологическую диагностику покажется ненужным расточительством.
Так как занятия не имели коррекционной направленности, проводились они с детьми, не входящими в группу риска; но это не значит, что в группе не было учащихся, имеющих проблемы эмоционального характера, что подтверждают данные проведённой
психологической диагностики.
Несмотря на то, что сейчас в
психологической диагностике применяется большое количество тестов, вывод о наличии психической патологии может быть сделан только на основе качественного анализа психической деятельности пациента и совместно с врачом.
Психологическая диагностика проводится специалистами как индивидуально, так и с группами обучающихся.
Психологическая диагностика актуальных экстремальных состояний в исследовательских целях затруднена также тем, что они, как правило, возникают в чрезвычайных обстоятельствах.
С этой точки зрения
психологическую диагностику следует определять как специфический вид познавательной деятельности, направленный на распознавание внутреннего состояния психической системы и отнесение выявленных особенностей к определённому классу (типу) явлений, которые осуществляются на основе известной системы научных понятий и в рамках поставленной цели (коррекционно-развивающей, профилактической или прогностической) (Костромина, 2007).
По своему функционалу
психологическая диагностика выступает и как теоретическая дисциплина, и как сфера прак тической деятельности психолога.
Как правило, целенаправленной психологической помощи предшествует этап
психологической диагностики.