Кроме этого было предложено несколько вариантов выделения системы стержневых
психологических категорий.
Второй источник
психологический категорий – термины других наук.
Китайские мудрецы считали, что в итоге взаимопроникновения инь и ян возникают
психологические категории, также соотносимые с природными явлениями.
Легко заметить, что в данной концепции для подструктур индивида, личности, субъекта исходными являются не
психологические категории.
Они не были тщательно описаны в чётких
психологических категориях, как это требуется в современной науке.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: выжереб — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Обобщая вышесказанное, можно отметить, что именно отношения как базовая
психологическая категория могут выступать системообразующим фактором психологической безопасностив целом и социально-психологической в частности.
Вероятно, решение этой проблемы возможно в условиях соотнесения психологической безопасности с другими базовыми
психологическими категориями.
Психологические категории разнообразны по своему происхождению, однако наиболее рельефно обозначаются три их источника.
Темперамент – это одна из наиболее длительно изучаемых
психологических категорий.
Такой путь объединения психологического знания – его объединение «сверху», путём «наведения мостов» между
психологическими категориями – выглядит гносеологически обоснованным, хотя и чреват построением довольно произвольных конструкций.
Да только потому, что потребности, интересы, цели, мотивы – абсолютно самостоятельные
психологические категории, сущностно и по значимости обособленные.
Приведёт ли исследование этих двух вопросов к взаимному обогащению таких центральных
психологических категорий, как «деятельность» и «установка»?
Хотя такая попытка и признана одним из исследователей содержащей мало смысла, но сама постановка проблемы возводит восприятие на уровень общих
психологических категорий (сознания, мышления, интеллекта), чего делать не следовало.
Несмотря на безусловную плодотворность этих областей изучения конфликта, они не давали возможности интеграции разнообразных работ, связанных с изучением конфликтов, поскольку пользовались своей терминологией, своей системой концептов и теоретических понятий, не всегда созвучных и соотносимых с
психологическими категориями.
По способу применения психологического знания различаются три функции практической психологии: психодиагностика, когда главное – это идентификация реальных объектов, т. е. как бы проекция их в систему
психологических категорий и определение их места (локализации) в системе идеальных объектов теории; психопрогностика, когда теоретическое знание и в первую очередь идеальные объекты теории применяются для получения нового знания о возможных изменениях свойств реальных объектов; происходит как бы проекция научного знания на новые условия или на другие задачи и объекты; психологическое воздействие и управление, когда знания и методы, имеющиеся в фундаментальных и прикладных разделах психологии, используются для выработки реальных управляющих воздействий.
Однако более глубокое ознакомление с литературой ничего не оставляет от обособления мотива как самостоятельной
психологической категории.
Однако авторы, высказав бесспорную позицию и в целом придерживаясь её, тем не менее попытались найти компромисс с традиционным смешением
психологических категорий: «Сами по себе потребности, интересы, чувства и другие элементы психологической жизни человека мотивами не являются до тех пор, пока онине приобретут значения побуждения к конкретному поступку», т. е. авторы пытаются придумать побудительную силу потребностям, интересам и т. д., тогда как потребности, интересы, цели никогда не приобретают значения побуждения, они всегда существуют вне побуждения, равно как и побуждения всегда существуют помимо и наравне с ними.
Описание эмоций в энергетических и поведенческих (т. е. объективных) параметрах, что было основным подходом при их изучении в 20-х годах прошлого столетия, связь эмоций с мотивационной сферой привели некоторых психологов к отрицанию эмоций как самостоятельной
психологической категории.
Разумеется, нельзя исключить того, что психология сегодня готова вывести и отражение, и восприятие, и установку, и т. д. на уровень общих
психологических категорий, но тогда она должна быть готова и к тому, чтобы разрешить проблемы конкуренции, обособления и взаимосвязи всех общих категорий, в том числе и чёткого разграничения между ними.
Подобная методологическая позиция не только проясняет соотношение двух основных
психологических категорий, таких, как деятельность и общение, но и позволяет рассмотреть всю систему накопленных социально-психологических знаний совершенно по-новому.
Первая
психологическая категория – надежда –способствует жизни и росту.
Таким образом, представляется, что понятие «отношение» позволит, с одной стороны, рассмотреть безопасность как
психологическую категорию, с другой, – выявить её социально-психологическую направленность.
Рассматривая социально-психологическую безопасность, важно обратиться к вопросу о том, к какой
психологической категории относится безопасность: рассматривать ли её как процесс, состояние или свойство.
Психологическим категориям,как и базовым психологическим «идеологиям», тоже можно приписать вспомогательную роль, представив их как средство выраженияпсихологического знания, а не знание как таковое.
Для него главной задачей была необходимость разделить все компоненты психики на общепсихологические и частные
психологические категории.
Третий источник
психологических категорий носит «внутренний» характер.
Это часть более общего некритического предположения, что
психологические категории принадлежат «естественным видам».
Но вернёмся к началу разговора: а смогут ли младшие школьники и тем более дошкольники уяснить смысл
психологических категорий?
Вся история психологической науки может быть представлена как история развития
психологических категорий, а один из возможных ответов на вопрос о том, в чём же состоит её прогресс в условиях хаотичности знания и отсутствия его кумулятивности, звучит так: «в обогащении категорий» (там же), т. е. про личность или мотивацию мы сейчас знаем больше, чем знали сто или пятьдесят лет назад, и в этом – несомненный прогресс психологической науки.
Юмор может принимать те формы, которые описываются характеристиками различных
психологических категорий, таких как деятельность, функция, экзистенциальное бытийствование, способность и др.
Процесс общения всеобъемлющ и как
психологическая категория сопоставляется с деятельностью.
Психодиагностические задачи и методы их решения находятся в непосредственной зависимости от парадигмы, в рамках которой изучаются эти сложные
психологические категории.
Однако едва ли подобные изменения свидетельствуют о прогрессе: сомнительно, что обрастание
психологических категорий противоречивыми представлениями означает развитие знания.
Наконец, управленческая деятельность как
психологическая категория достаточно специфична по своим типичным условиям.
Ну а теперь конкретно то, что мы понимаем под гибкостью как философской и
психологической категорией.
Наука уголовного права не вправе использовать
психологическую категорию мотива, и такой точки зрения придерживается большинство авторов.
С одной стороны, за то, что нечто уже известное им, выражаясь языком тинэйджеров, тупо придётся пробежать глазами, а с другой – какие-то «незыблемые»
психологические категории «посчастливится» увидеть под несколько иным углом зрения.
Важнейшей в этой теории является смыслообразующая
психологическая категория «контекст», влияющая на значение и смысл для человека конкретной ситуации как целого и её компонентов.
Только с учётом когнитивистской позиции автора можно понять, почему смешиваются физиологические и
психологические категории, как «информация» может «расщепляться в нейронных сетях», а физиологические «особенности регистрации сенсорных воздействий» «содержать элемент абстракции».
Определяя этническую идентичность как
психологическую категорию, Стефаненко выделяет в структуре этнической идентичности два основных компонента – когнитивный (знания, представления об особенностях собственной группы и осознание себя её членом на основе этнодифференцирующих признаков) и аффективный (оценка качеств собственной группы, отношение к членству в ней, значимость этого членства).
Психологические категории и ярлыки бывают полезны, когда мы рассуждаем об абстрактном случае, но, оказывая помощь конкретному человеку, трудно «втиснуть» его в рамки узкого диагноза.
Автор отрицал использование
психологической категории «мотива», т. к. он открывает истоки девиантного поведения.
Мотивация является более объёмной
психологической категорией, чем мотив, и является «пружиной» деятельности.
Зрелость – некая
психологическая категория, период, когда мы, наконец, вырастаем и начинаем вести себя как взрослые люди.
При этом религиозная идентичность понимается как
психологическая категория, составная часть социальной идентичности личности, и проявляется в осознании своей принадлежности к определённой конфессиональной общности.
Более того, оно соотносимо и с объективной, и с субъективной, и с интерсубъективной (групповой, коммуникативной) реальностью, а также находится на пересечении деятельности, сознания и личности, связывая между собой все три фундаментальные
психологические категории.
Таким образом, умение всегда предшествует навыку, и предшествует оно ему, несмотря на то что, по справедливому мнению психологов и педагогов, умение есть более высокая
психологическая категория, чем навык.
Она, как правило, рассматривается с позиций различных базовых
психологических категорий (деятельности, действия, психических процессов, способностей и др.).
Следовательно, роль уже как
психологическая категория имеет прямое отношение к личности, хотя эти два понятия, естественно, нельзя соотносить синонимически.
Для него социальная структура это не социальная, а социально-психологическая, а то и чисто
психологическая категория.