До сих пор изучение отношения к времени как группового феномена велось с помощью модификации методик, разрабатывавшихся для изучения
психологического времени личности.
Отдельное внимание уделяется характеристикам
психологического времени лидера, в частности роли видения будущего руководителем в интеграции группы.
По-прежнему актуальным остаётся изучение временных аспектов межгруппового взаимодействия, а также влияния межгрупповых отношений на
психологическое время группы.
Говоря о состоянии исследований феномена
психологического времени в социальной психологии, приходится отметить их высокую концептуальную разрозненность.
Феномен
психологического времени приобретает всё большее значение для социальной психологии, и связано это с целым рядом обстоятельств.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: расчеканка — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Результаты первых эмпирических исследований
психологического времени в социальной психологии указывают на то, что «своё» время(понимаемое в данном случае как свободное или личное время) строится нами в тех границах, которые заданы общественными ритмами, институциональным временем.
Вопросы, связанные с содержанием этих исследований, специально рассмотрены в главе, посвящённой становлению и развитию научного подхода к проблеме
психологического времени.
Специфические закономерности
психологического времени стали наглядно проявляться при экспериментальных исследованиях слухового восприятия.
Было бы, разумеется, неправильно, исходя из вышесказанного, считать, что специфика
психологического времени может быть сведена к пространственным представлениям.
Надёжность полученных данных служит основанием для постановки вопроса о специфической природе и свойствах
психологического времени.
В определённых случаях различные масштабы
психологического времени совмещаются.
Понятно, что
психологическое время может очень отличаться от календарного, от того, что мы видим на циферблате часов, экране телефона или монитора.
Мы переживаем реальность, которую называем
психологическим временем, то малозаметно, то бурно и остро.
Здесь же укажем на основные теоретические источники понимания психодинамики высших психических функций как их изменения в структуре субъективного
психологического времени.
Именно в этих возможностях
психологического времени и лежит путь к удовлетворённости жизнью.
Только что смоделированное идеальное состояние если и возникает, то не может длиться долго хотя бы потому, что наше
психологическое время всегда асимметрично по отношению к прошлому, настоящему и будущему.
Психологическое время сосредоточивает в себе, аккумулирует наше небезразличие, нашу пристрастность по отношению к тому, что с нами происходит.
Каждый знает из собственного опыта, как
психологическое время искажает реальность, окрашивая её в светлые или тёмные тона, предлагая нам то розовые, то чёрные очки.
Никогда не будучи нейтральным,
психологическое время пристрастно отражает прошлое, настоящее и будущее, делая акцент на одном из них в соответствии с актуальным состоянием человека, его желаниями и стремлениями.
Концептуальное представление
психологического времени мы представим в соответствующем параграфе.
Предпринята попытка теоретически обосновать один из подходов к построению теории
психологического времени личности и на его основе разработать методы экспериментального исследования.
Анализу истории и современного состояния научных исследований
психологического времени посвящена данная глава.
Это позволило ему в области исследования
психологического времени обнаружить закономерности, к которым более чем полстолетия спустя пришли психологи.
Мы имеем в виду ощущение времени, так называемое
психологическое время, которое часами или какими-либо другими приборами не фиксируется.
Двадцать пять лет спустя можно с уверенностью утверждать, что наша задача выполнена – появилось более сотни научных исследований и публикаций, развивающих идеи и методы причинно-целевой концепции
психологического времени, которая была предложена в книге.
Психодинамика личности – это не изменение личности в процессе её развития, а способ реагирования личности на внешнюю ситуацию, в процессе которого осуществляется перестройка структурных соотношений компонентов
психологического времени.
Как уже отмечалось,
психологическое время человека структурируется в его психической реальности за счёт переживаний, позволяющих осуществлять обратимость и предвидение.
Б.: Вы имеете в виду
психологическое время?
Это означает, что процесс формирования, становления и функционирования имиджа происходит в трёх важных единицах
психологического времени – прошлое, настоящее, будущее или иначе: имидж можно рассматривать как следствие прошлого, имидж – актуальный или сегодняшний, текущий и имидж – цель, перспективный, желаемый.
Выделил в человеке измерения: личностно-субъективное («персона»), социально-объективное («среда»), соотношение субъективное/объективное («персона»/среда) и измерение
психологического времени («временная перспектива»).
В-третьих, в настоящее издание добавлена глава «Понятие
психологического времени».
В наиболее широком плане
психологическое время личности в историческом масштабе – это освоение индивидуальным сознанием временных отношений и закономерностей человеческой истории, в результате которого историческое будущее предстаёт в глазах индивида как его собственное будущее, как возможность преодоления ограниченности времени индивидуальной жизни.
Эмпирическая проверка этой концепции осуществлялась на основе специально разработанного нами метода (каузометрии), с помощью которого возможно измерение и регуляция
психологического времени личности.
Отдельные наблюдения, в которых фиксировалась зависимость переживания времени от конкретных жизненных ситуаций, например замедление времени при ожидании или неравномерность его течения в зависимости от масштаба происходящих событий, не становились и не могли стать (в силу ограниченности научных представлений о психических явлениях) предметом теоретических обобщений, раскрывающих природу
психологического времени.
Научная постановка проблемы
психологического времени уже на первом этапе развития психологии как самостоятельной науки потребовала изучения генезиса временных представлений в их связи с формированием пространственных представлений.
Имеется в виду не циферблатное время, а устранение
психологического времени, представляющего собой бесконечную озабоченность прошлыми и будущими событиями, которые всплывают в нашем мозгу в виде голограмм.
Мне кажется, что пример этот интересен и тем, что в нём есть относительная независимость содержания
психологического времени (и психологического пространства) от физического времени и физического пространства.
Например, согласно исследованиям учёных, ход
психологического времени изменяется, если человек живёт в процессе восприятия информации.
В поисках этой логики психологу надо работать с такими понятиями, как психологическое пространство и
психологическое время индивидуальной жизни, и получать информацию о способах их организации.
Жизненной истории нужно
психологическое время – время для неё хлеб, без времени она умирает.
Потому что историческое, геологическое, биологическое и
психологическое время безусловно обладает (упрощённо говоря) единым направлением от прошлого к будущему.
Эмоциональная регрессия возникает в тех случаях, если сужаются границы реального жизненного пространства, уменьшается
психологическое время, нарушаются переходы между реальностью и ирреальностью (нарушаются связи и переходы между действием и фантазией).
Когда человек постепенно выходит из такого состояния, он вновь воспринимает, но где-то очень вдалеке, форму музыки – оркестровку, мелодию и пр. и в такой же мере утрачивает душу музыки; чем больше слагаемых из воспринимающих анализаторов, тем более чётко разграничиваются субъект и объект и восстанавливается течение
психологического времени.
Субъективное,
психологическое время сильно отличается от объективного астрономического.
Видимо,
психологическое время пришло.
Психологическое время формируется на основе переживания личностью связей между основными событиями её жизни.
Другая особенность переживания
психологического времени у мужчин и женщин состоит в том, что мужчины склонны к большей актуализации будущего, а женщины – прошлого, которое психологически для них является более значимым (Москвин, Попович,1998).
Психологическое время часто отличается от хронологического.
Психологическое время способно не только ускорять или замедлять своё течение, оно может переживаться непрерывным или прерывистым.
Мысль обусловлена и ограничена, обеспечивая безопасность «я» и его становление, порождая внутреннее
психологическое время.