Если на пересечении этих трёх мыслей возникнет объективная
психология искусства, настоящая работа будет тем горчичным зерном, из которого она произрастёт.
И для нас поэтому ясно, что
психология искусства должна иметь отношение и к эстетике, не упуская из виду границ, отделяющих одну область от другой.
Мы пытаемся изучать чистую и безличную
психологию искусства безотносительно к автору и читателю, исследуя только форму и материал искусства.
Мы не имеем почти ни одной совершенно законченной и сколько-нибудь общепризнанной системы
психологии искусства.
Центральной идеей
психологии искусства мы считаем признание преодоления материала художественной формой или, что то же, признание искусства общественной техникой чувства.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: сукномойка — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Целый ряд работ занимается таким систематическим анализом
психологии искусства, но я не знаю работы, которая объективно ставила бы и решала проблему психологического синтеза искусства.
Таким образом,
психология искусства требует прежде всего совершенно ясного и отчётливого сознания сущности психологической проблемы искусства и её границ.
Если бы в результате этого исследования составился самый общий и ориентировочный очерк
психологии искусства – этим была бы выполнена стоящая перед автором задача.
Если для примера проанализировать реально существующие «пограничные зоны» исследований в рамках лишь одной психологической отрасли – социальной психологии – с другими, также психологическими отраслями, то можно уже сегодня выделить более десятка сложившихся подотраслей: социопсихолингвистика, социально‐политическая, социально‐экономическая, социально‐экологическая психология, социальная психология труда и управления, социальная психология личности, социально‐педагогическая психология, социальная
психология искусства, социальная психология спорта и т. д.
Он же указывает на то, что при таком понимании
психологии искусства стирается грань между процессом научного и художественного познания, что в этом отношении «великие научные истины сходны с художественными образами» и что, следовательно, «данное определение поэзии нуждается в более тонкой differentia specifica, найти которую не так легко» (35, c. 8).
Задачей нашего исследования и был пересмотр традиционной
психологии искусства и попытка наметить новую область исследования для объективной психологии – поставить проблему, дать метод и основной психологический объяснительный принцип, и только.
Наконец содержание проблемы мы видим в том, чтобы теоретическая и прикладная
психология искусства вскрыла все те механизмы, которые движут искусством, и вместе с социологией искусства дала бы базис для всех специальных наук об искусстве.
– Социальная и индивидуальная
психология искусства.
У меня, поэтому, есть сознательное стремление, обсуждая вопросы художественной психотехники, отойти от языка
психологии искусства.
Это не позволяет построить единую, достаточно полную и последовательную
психологию искусства, основанную на каком-либо внутренне цельном разделе психологии.
Социологическая школа была идеологическим гибридом, в котором нашлось место и некоторым формалистическим принципам автономии литературы, и определённым социальным факторам, высоко ценимым марксистами, и даже развивавшейся в то время коллективистски интерпретированной
психологии искусства.
История изучение данного вопроса в
психологии искусства имеет свои традиции.
В его трудах действительно трудно найти границы, отделяющие
психологию искусства от эстетики, эстетическое переживание – от обычного.
Следует развивать
психологию искусства дальше, используя разные методологические подходы и принципы.
В процессе изучения положения вещей в области
психологии искусства во всём мире, мы создали свою собственную, уникальную, не имеющую аналогов в мире теорию (это было установлено, в том числе, путём многолетнего общения и переписки с ведущими профильными университетами в мире).
Все это – объект исследования
психологии искусств в наше время.
Только тогда
психология искусства начнёт приносить хорошие плоды.
Психология искусства связывает это с феноменом экономии (переключения и увеличения) психической энергии (интеллектуальной, коммуникативной, адаптационной, волевой, мотивационной).
Средневековая провансальская поэзия интересна с точки зрения
психологии искусства хотя бы фактом разделения на «светлую» и «тёмную» поэзию.
Проблема восприятия есть одна из самых важных проблем
психологии искусства, но она не есть центральная проблема, потому что сама она находится в зависимости от того решения, которое мы дадим другим вопросам, стоящим в самом центре нашей проблемы.
Можно даже прямо сказать, что правильное понимание
психологии искусства может быть создано только на пересечении этих двух проблем и что все решительно психологические системы, пытающиеся объяснить искусство, в сущности говоря, представляют собой комбинированное в том или ином виде учение о воображении и чувстве.
Огромный вклад в развитие
психологии искусства внесли психоаналитики.
Нам придётся ещё иметь дело с положительными сторонами психоанализа при попытке наметить систему воззрений, которые должны лечь в основу
психологии искусства.
Задача состоит в том, чтобы доказать, что басня всецело принадлежит к поэзии и что на неё распространяются все те законы
психологии искусства, которые в более сложном виде мы можем обнаружить в высших формах искусства.
Совершенно верно, что психолог в лучшем случае остаётся при анализе, не имея абсолютно никакого доступа к синтезу найденных им частей эстетической реакции, и лучшим доказательством этому служит попытка самого автора синтезировать
психологию искусства.
Гораздо важнее оказывается различение между субъективной и объективной
психологией искусства.
Таким образом, величайшей проблемой этой психологии является создание объективного метода и системы
психологии искусства.
– Субъективная и объективная
психология искусства.
Но гораздо существеннее то непонимание социальной
психологии искусства, которое обнаруживается при таком подходе.
Психология искусства имеет дело с двумя или даже с тремя главами теоретической психологии.