Подчёркивается роль личностных, типологических особенностей, уровня развития
психофизиологических функций как факторов надёжности спортсмена.
Каждый из двух подходов чреват своими особыми трудностями: путь функционального анализа упирается в проблемы классификации психологических понятий, взаимоотношения психологии и физиологии, структуры психических процессов и внутренней корреляции между отдельными
психофизиологическими функциями.
Взаимодействие первичных индивидных свойств определяет динамику
психофизиологических функций (сенсорных, мнемических, вербально-логических и т. д.) и структуру органических потребностей.
С дыханием связан ещё целый ряд
психофизиологических функций: массаж диафрагмой внутренних органов брюшной полости, тренировка дыхательных мышц, воздействие на периферическую и центральную нервную систему, выделение отработанных газов и токсинов, и др.
Таким образом, индивидные и личностные особенности, социальные установки, структуры ценностных ориентаций и мотивов, уровень развития
психофизиологических функций следует рассматривать элементами структурной (принципиальной) надёжности в спорте.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: стаскать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Та группа
психофизиологических функций, которая для каждой профессии приобретает центральное значение и за которой можно предполагать существование соответствующих структурных свойств человека, и есть в конечном счёте предмет исканий профессиографии.
Противоречие между природными
психофизиологическими функциями и социальными операциями в структуре психического процесса разрешается путём тренировки и структурирования созревающих функций в соответствии с общественно выработанными способами действия, таким образом, направление развития функций определяется интегрирующим влиянием личности – содержанием деятельности человека и его социальным поведением.
Совокупное развитие этих факторов определяет двухфазный характер одних и тех же
психофизиологических функций человека.
Следовательно, достижение дефинитивного уровня в развитии психических или
психофизиологических функций трудно отождествить с понятием зрелости.
Среди
психофизиологических функций фундаментальное положение занимают мнемические – запечатление, сохранение и репродуктивное функционирование следовых образований индивидуального опыта.
Тренировка
психофизиологических функций в процессе деятельности и образование тех или иных систем временных связей ещё недостаточны для развития операционных механизмов.
Возьмём, например, характерный эндокомплекс (сочетание нескольких тесно связанных между собою основных
психофизиологических функций), предрасполагающий обыкновенно человека к занятию искусством: сильно развитое воображение, воспроизводящее и отчасти творческое, повышенная восприимчивость к внешним впечатлениям, значительная аффективная возбудимость, развитое эстетическое чувство.
В этом смысле структура личности – продукт индивидуально-психического развития, который выступает в трёх планах: онтогенетической эволюции
психофизиологических функций, становления деятельности и истории развития человека как субъекта труда, познания и общения, наконец, как жизненного пути человека – истории личности.
Перечисленные симптомы острого беспокойства говорят о перенапряжении
психофизиологических функций организма [16].
Человек как индивид характеризуется своими возрастно-половыми, индивидуально-типическими свойствами, динамикой протекания
психофизиологических функций, структурой биологических потребностей.
Однако психологические модели не лишены недостатков – они охватывают изолированные процессы и лишены универсальности даже в рамках одной психологической модели, и не всегда их можно рассматривать как программу формального описания
психофизиологических функций человека.
По свидетельству психологов воздействие эмоциональных импульсов сказывается на всех
психофизиологических функциях учащихся: когнитивной (мыслительной), мнемонической (мимической), двигательно-моторной и др.
Мы имеем много данных в пользу положения о подверженности
психофизиологических функций непосредственным влияниям факторов возраста (роста и созревания, зрелостных преобразований, старения и старости), нейродинамических и конституциональных особенностей человека.
Тонические
психофизиологические функции, связанные с метаболическими и эндогенными процессами жизнедеятельности, генерируемые кортико-ретикулярными аппаратами, включаются в сложные системы общественного поведения с их символикой, правилами и моральными нормами, отношениями, регулируемыми правом и моралью.
Этот переход в онтогенезе соответствует процессу исторического развития человеческого поведения, который, как известно, состоял не в приобретении новых натуральных
психофизиологических функций, а в сложном сочетании элементарных процессов, в совершенствовании форм и способов мышления, в выработке новых способов мышления, опирающихся главным образом на речь или на какую-либо другую систему знаков.
Системным качеством профессионального здоровья выступает восстановление
психофизиологических функций в соответствии с регламентацией объёма и вида труда.
Её «слои» принято располагать «сверху вниз»: сначала выделяется уровень особых видов деятельности (например, профессиональной, общественной, коммуникативной и т. п.), далее следует уровень действий, за ним – уровень операций и, наконец, замыкает эту «пирамиду» самый низший уровень
психофизиологических функций [106, с. 101].
Благодаря появлению новых знаний о структуре развития
психофизиологических функций взрослого человека такое мнение было заменено иным, но во многом тоже крайним мнением, согласно которому личностное развитие человека безгранично и развитие является основным способом существования.
Биологические свойства, кроме того, отображаются в следах, которые возникают в результате проявления
психофизиологических функций.
Гетерохронность становления различных
психофизиологических функций связана преимущественно с этой линией развития.
Развитие
психофизиологических функций у взрослых происходит на всём протяжении изучаемого периода.
Та исключительная ситуация, в которой оказывается человек, включённый в систему «человек – автомат – машина», по-новому поставила вопрос о профессиональных требованиях автоматизированного производства, которые обращены не к отдельным
психофизиологическим функциям, не к памяти и не к вниманию.
Взаимодействие возрастно-половых и индивидуально-типических свойств определяет динамику
психофизиологических функций (сенсорных, мнемических, вербально-логических и т. д.) и структуру органических потребностей.
Дистресс – это разрушительный процесс, дезорганизующий поведение человека, ухудшает протекание
психофизиологических функций, негативно сказывается на здоровье.
Это, во-первых, уровень особенных деятельностей (или особых видов деятельности); затем – уровень действий; следующий – уровень операций; наконец, самый низкий – уровень
психофизиологических функций…