Поэтому знание закономерностей
развития утомления и восстановления организма спортсмена имеет важное теоретическое и практическое значение [17].
При одинаковом виде деятельности у одних и тех же лиц
развитие утомления и возможность его компенсации зависят также и от направленности занятий (В.Д.Моногаров, 1986).
Это даёт основание использовать различные физиологические методики для прогнозирования работоспособности человека, а также для выяснения механизмов адаптации в конкретной профессиональной деятельности, оценке
развития утомления и анализа других функциональных состояний организма.
Авторы делают вывод о том, что для диагностики
развития утомления необходимо создание интегрального показателя, объединяющего данные об изменении правильности и скорости выполнения различных задач.
Возрастание роли умственной деятельности и количества профессий соответствующего профиля характеризуется уменьшением в трудовом процессе физической и увеличением удельного веса и значимости умственной нагрузки, которая может стать причиной
развития утомления.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: зацементироваться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Уровень развития этого качества обусловливается энергетическим потенциалом организма спортсмена и его соответствием требованиям конкретного вида спорта, эффективностью техники и тактики, психическими возможностями спортсмена, которые обеспечивают не только высокий уровень мышечной активности в тренировочной и соревновательной деятельности, но и отдаление, и противодействие процессу
развития утомления и др.
Поскольку нервные окончания кончиков пальцев непосредственно связаны с мозгом, работа рук способствует психическому успокоению и предотвращает
развитие утомления в мозговых центрах.
Можно предположить, что
развитие утомления определяется не только центрально-нервными (корковыми), но и другими физиологическими и психологическими феноменами.
Теоретический анализ исследований в области функциональных и психических состояний человека, их связи с профессиональной деятельностью, особенностей регуляции различных состояний и т. п. позволяет утверждать, что в
развитии утомления существенную роль играет состояние внутренней среды организма, её лабильность и стремление к устойчивости (постоянству), соотношение эрготропных и трофотропных процессов, а также другие феномены гомеостатической регуляции.
Значительную роль в
развитии утомления играют особенности механизмов регуляции этого состояния, закономерности защитно-приспособительных физиологических и психических процессов функциональной системы состояния и деятельности.
Анализ работ по изучению стратегий и стилей преодоления состояния стресса (Анцыферова, 1994; Крюкова, 2004; Бодров, 2006; Scrignar, 1983; Carver et al, 1989; Cox, Ferguson, 1991; Smith, 1993; Aldwin, 1994 и др.) свидетельствует о возможности использования целого ряда способов (стратегий) поведения для предотвращения или снижения нежелательных эффектов
развития утомления и его последствий.
Он был ориентирован не на изучение отдельных индивидуальных случаев, а на выявление массовых зависимостей и, в частности, выявление факторов
развития утомления, характерных для большинства работников, на которых действуют сходные производственные условия.
Применение этого метода позволяло строить гипотезы о субъективных переживаниях усталости, анализировать трудности и ошибки в работе, выявлять признаки дезавтоматизации, дезориентации, дезорганизации поведения человека, сопровождающие
развитие утомления (Шпильрейн, 1930; Геллерштейн и др., 1929).
Естественно, что изучение умственного утомления в определённой степени основывалось на ранее разработанных теоретических положениях о сущности утомления, природе его возникновения, механизмах регуляции состояния физического утомления, профессиональной и биологической обусловленности
развития утомления, индивидуальных особенностях этого процесса, путях и методах профилактики физического утомления и коррекции этого состояния.
Очень важно отметить, что эмоциональные переживания и напряжение при разных видах работы по степени значимости, силы, яркости выражаются в широком диапазоне интенсивности, устойчивости, длительности и их проявления в выраженных формах представляют для человека своеобразную нагрузку, которая может способствовать
развитию утомления.
Он отмечал, что «сознание важности выполняемой работы, её общественного значения действует как сильный раздражитель и в период
развития утомления, сталкиваясь с сознаваемой угрозой невыполнения запланированной деятельности, вызывает эмоциональную реакцию» (Косилов, 1979, с. 271).
Теоретический интерес к роли различных аспектов
развития утомления и его влияния на аварийность нашёл отражение в ряде исследований (Mohler, 1964; Austin et al, 1968; Cameron, 1968).
Следует отметить исследования с «Кембриджской кабиной», в ходе которых были выявлены закономерности нарушений механизмов регуляции центральной организации профессиональных навыков пилотов под влиянием
развития утомления (Holding. 1983).
При этом следует отметить,
развитие утомления зависит от побудительных мотивов, поскольку пределы психологических возможностей человека определяются его физиологическими ресурсами, функциональными резервами организма и психики.
Одной из причин, способствовавших
развитию утомления при выполнении боевых заданий, на первом месте, по мнению лётчиков, – недостаточная ясность обстановки на этапах взлёта с площадок (3–4 балла), выхода в район боевых действий (3–4 балла), поиска цели.
По мере
развития утомления устраивать на уроках физкультминутки: использовать комплекс упражнений для улучшения кровообращения, снятия утомления с мелких мышц кисти руки, мышц туловища, а также для концентрации внимания.
Углубление рассмотрения факторов, определяющих конкретные проявления выносливости в том или ином виде спорта, неизбежно приводит к необходимости представить специальную выносливость с учётом путей и механизмов энергообеспечения, психических проявлений, вовлекаемых двигательных единиц, причин
развития утомления и др. в органической взаимосвязи с технико-тактическими возможностями спортсменов.
Характерной особенностью изучения утомления и других функциональных состояний у специалистов различных профессий в последние десятилетия явилось усиление внимания к разработке и теоретико-экспериментальному обоснованию методов и средств их диагностики и прогнозирования, профилактики и коррекции изменённых состояний, а также исследование причин возникновения и закономерностей
развития утомления в реальных условиях экстремальной деятельности специалистов различного профиля.