Наиболее известные творцы науки не соблюдали и этих границ – между химией и физикой, химией и биологией – ведь такое
разделение наук условно.
Не существует чёткого критерия
разделения науки и метафизики – так называемого критерия демаркации, вокруг которого было столько споров в философии логического эмпиризма.
Подобно общему
разделению наук на естественные, общественные и гуманитарные, изобретения тоже бывают трёх видов: научно-технические, социально-политические и гуманитарные.
Поэтому уже как минимум с середины прошлого столетия для характеристики этого географического
разделения науки используются понятия ядра и периферии, причём сейчас речь идёт о применении этих понятий в глобальном масштабе, когда характеризуется положение дел в мировой науке.
Поэтому, как мы ни старались, привычного
разделения наук здесь вы не найдёте.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: послойный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Представление о
разделении наук неправильно потому, что оно берёт отдельные части или науки в качестве рядоположных, как если бы они подобно видам были лишь покоящимися и субстанциальными в своём различии.
Если в отношении естественных и точных наук существует достаточно чёткое
разделение науки и искусства, науки и повседневного знания, исследовательского и научно-популярного жанра, то в отношении истории эти различия не столь очевидны.
Многие из них даже очень хорошо рассуждают, при случае, о том, что существует только искусственное
разделение наук, а существенного нет и быть не может, потому что все науки составляют одно знание об одном предмете – о бытии, что искусство так же, как и наука, есть то же сознание бытия, только в другой форме, и что литература должна быть наслаждением и роскошью ума равно для всех образованных людей.
Мы исходим при этом из традиционного основного
разделения наук на естественные и гуманитарные, несостоятельность которого, впрочем, ясно обнаруживается именно с установленной нами точки зрения, так как все государственное есть в то же время и «гуманитарное», и мы встречаем поэтому науки, являющиеся в одно и то же время естественными и гуманитарными.
Реальность не знает никаких «перегородок», поэтому
разделение наук ни в коем случае нельзя абсолютизировать.
Учёный в широких исследованиях не может предусмотреть, к каким научным областям ему придётся приблизиться, и понимает, что при неимоверном
разделении наук между ними всё же останется объединительное начало.
Формальное
разделение науки и религии вовсе не означало умаления ислама и уж тем более атеизацию арабской культуры.
Как только сделалось необходимым благодаря расширившемуся опыту и более определённому мышлению, с одной стороны, более отчётливое
разделение наук, а с другой – усложнившийся государственный механизм потребовал более строгого разделения сословий и занятий, тотчас порвался и внутренний союз человеческой природы, и пагубный раздор раздвоил её гармонические силы.
Последствием
разделения науки и религии является разделение целостного человека на личность и духовную индивидуальность.
Мы приблизимся к актуальной задаче поиска критериев
разделения наук, как только обратимся к общим чертам процесса становления всех наук.
Чёткое
разделение науки и не науки невозможно и не нужно.