Прежде всего новый начальник ополчения занялся раздачей жалованья
ратным людям.
Под его началом собралось немногим более тысячи
ратных людей.
Везде встречали его с истинной радостью и сочувствием, доставляя казну на подмогу и собирая
ратных людей из окрестных мест.
Каждый из
ратных людей принимал сторону своего воеводы, а рассудить было некому.
Готовили поход и оружие, а женщины пекли сухари и приготовляли сухое толокно в поход
ратным людям.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: переделённый — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Итак, решено было в казну на содержание
ратных людей собирать со всех по третьей деньге (то есть третью часть имущества).
Эта участь не миновала и посадских горожан, которые «под смертной казнью должны были сидеть, работать и платить
ратным людям на жалованье, кормить воеводу».
Когда же приказ великокняжеский объявлен был всему войску, то
ратные люди отвечали: «Рады государю служить и за христианство головы положить, хотим с татарами смертную чашу пить».
– А ведомо тебе, сколько в обители
ратных людей?
К высшим принадлежали князья, бояре, окольничьи, дьяки и дети боярские; ко вторым – простые
ратные люди, ямщики и все казённые служители разных наименований (пушкари, воротники, кузнецы и т. п.).
Из них многие
ратные люди откликнулись на призыв и собрались под его знамёнами.
Исследователь изучил состав московского войска, способы его комплектования, сложившийся к середине XVII порядок управления вооружёнными силами, обеспечение службы
ратных людей.
С наступлением весны воеводы увели полки на родину и распустили
ратных людей по домам.
Для чего с ними татары и для чего их люди государевых
ратных людей били и грабили, а иных до смерти побили?
По этой причине «русские
ратные люди проявляли мало инициативы в совершенствовании своего оружия», перенимая вооружение и тактику неприятеля.
Стрельцов, основу которых составляли московские
ратные люди, насчитывалось 44 486 человек (33,5 процента).
Сбор
ратных людей, по известным нам причинам, был очень медлен; по старому обычаю употреблены были сильные побудительные средства, но и тут оказалось много помещиков в «нетех».
Изволь царскому величеству донести, чтоб запретил своим
ратным людям чинить в городах всякие вымыслы, пусть живут по-прежнему, а если не перестанут, то чтобы больший огонь не встал, потому что, доколе живы, будем остерегать, чтобы наши права и вольности не умалились.
На той же раде положили: в малороссийских городах царских воевод и
ратных людей побить.
Ступай, отбери сотню
ратных человек на конях и завтра же поезжай.
Эти присяжные окладчики показывали об уездных служилых людях, кто каков отечеством и службою, каковы за кем поместья и вотчины, к какой кто годен службе, к полковой, походной, конной или к городовой, осадной, пешей, сколько у кого детей и сколь они велики, как кто служит, является ли в поход с надлежащим служебным нарядом, т. е. с положенным количеством
ратных людей и коней и в узаконенном вооружении, «кто к службам ленив за бедностью и кто ленив без бедности», и т. п.
Здесь также сосредотачивались русские войска для похода на крымцев, ногаев и т. д. поэтому крепости не хватало и её расстроили, если раньше говорилось о шести башнях, то потом уже о девяти, да и на местности видны участки прямоугольной формы с небольшими рвами и валами, на которых в те времена был видимо частокол, как это делалось в укреплённых лагерях для защиты
ратных людей от нападения.
– Рать наша слишком мала. Ждём, когда ещё
ратные люди подойдут.
И тут скорым делом свадьбу сладили, выкатили народу сорок сороков бочек зелена вина, еще сорок сороков бочек меду заветного, – заводили
ратные люди почестен стол за беседою тихо смиренною.
Провиант следовало собирать «по крайней возможности» и раздавать
ратным людям «со усмотрением, чтоб во время нужды никакой скудости и неудоволствования не было».
Киевские мещане и на царских воевод негодуют и на
ратных людей жалуются, а делают это, как я выразумел, больше ложно, потому что хотят, чтоб их мужицкая прихоть исполнялась и никому не были бы обязаны почестию и повинностию.
И вам бы, богомольцам нашим, и боярам, и окольничим, и приказным людям о том приговор учинить с стольниками, стряпчими, с дворянами московскими, с дворянами и детьми боярскими из городов, с атаманами, козаками, стрельцами, с гостями, торговыми и всякими жилецкими и приезжими людьми: чем нам всяких
ратных людей жаловать, свои обиходы полнить, бедных служилых людей чем кормить и поить, ружникам и оброчникам всякие запасы откуда брать?
Ратные люди всегда были героями произведений, составляющих славу российской культуры.
По годовой росписи общее число
ратных людей в царстве равнялось 133 210 человек, без военнообязанных («боевых») холопов.
Помимо «данных денег» устанавливались и целевые сборы: пищальные – для литья пушек, засечные – для строительства пограничных укреплений, полоняничные – для выкупа
ратных людей и другие.
Царь встал и произнёс новую речь, не менее богатую разными нравоучениями, чем предыдущая, и передал воеводе списки
ратных людей, как бы вверяя теперь их под полное его командование.
Верно, пошлёт с
ратными людьми биться за землю русскую.
Приводилось в худой пример то, что московские гости и торговые люди в прошлые годы пожалели дать
ратным людям денег на жалованье и через то потерпели страшное разорение от поляков.
Стрельцы рыли рвы, насыпали валы, под прикрытием которых, словно кроты, подбирались к монастырским стенам; но стен взять было невозможно: первое дело – слишком толсты и высоки, а лестниц приставить к ним нельзя, потому что монастырские
ратные люди, как белые, так и чёрные, стреляли метко, с прицелом, а если и не стреляли, то могли засыпать каменьем наступавших.
Да что я тебе, сам, небось, ведаешь, каково это –
ратных людей держать.
Война требовала беспрестанного пополнения ратных сил; служилых людей то и дело собирали и отправляли на войну; они разбегались; сельские жители разных ведомств постоянно поставляли даточных людей, и через то край лишался рабочих рук; народ был отягощаем налогами и повинностями; поселяне должны были возить для продовольствия
ратным людям толокно, сухари, масло; торговые и промышленные люди были обложены десятою деньгою, а в 1662 году наложена на них пятая деньга.
Государю же своему собирают в казну они подати и налоги, а когда нужда будет, и
ратных людей набирают.
А тут вдруг с начала похода заладили оттепели, то валит мокрый снег, залепляя глаза, расквашивая дорогу, верней, исконное бездорожье, так что после передних полков не пройти, то льют проливные дожди, невозможные для этого времени года, снега оседают, пушки и пешие
ратные люди тонут в грязи.
У ворот в городок
ратные люди со скорострельными мушкетами, сопроводили хмурым взглядами въезжающих в открытые ворота возы.
И на нём был принят приговор о сборе средств на строение
ратных людей.
– Любо воину нашему! – закричал кто-то от навеса. – Любо оборонителю! Здравицу
ратному человеку!
Продиктовал писарю челобитную, чтобы знали корочанские
ратные люди всё, что в ней сказано.
– У меня здесь, – и он кивнул на подорожную, – так прямо и сказано брать
ратных людей для бережения.
Но для содержания
ратных людей требуется казна, деньги.
У него были силы и мужество агитировать за «собрание
ратных людей на очищение государству».
Но порядок он навёл, и государь, жалуя его в семь тысяч сто шестьдесят шестом году от сотворения мира чином думного дворянина, хвалил его за то, «что он алчных кормит, жаждущих поит, нагих одевает, до
ратных людей ласков, а ворам не спускает».
Таким образом, измерив земли, узнали нашу силу воинскую; доставив
ратным людям способ жить без нужды в мирное время и содержать себя в походах, могли требовать от них лучшей исправности и строже наказывать ленивых, избегавших службы.
Бояре отвечали послу, что «давно отправлен царский указ воеводам – посылать на казаков
ратных людей, побивать их, а взятых в плен казнить; пусть и шах в своей земле этих воров велит ловить и побивать, великий государь за них стоять не будет».
На это указывает, между прочим, и только что помянутый обряд постриг, после которого княжич считался как бы уже принадлежащим к семье
ратных людей.
На зиму во вновь возведённой крепости осталось совсем мало скотины,
ратным людям приходилось налегать на репу, капусту и овёс, мясное в котёл попадало по великим праздникам.