Таким образом, с одной стороны, игнорирование – самый простой способ противостоять
речевой агрессии, поскольку для этого не требуются ни специальная подготовка, ни словесная изобретательность.
Таким образом,
речевая агрессия может рассматриваться как достаточно эффективный, хотя и не всегда корректный, журналистский приём.
Конечно,
речевая агрессия возникла не сегодня – эта проблема стара как мир.
Однако нынешнее наше существование исполнено
речевой агрессии как никогда более масштабно и глубоко.
Вполне очевидно, что полностью изжить
речевую агрессию, избавиться от неё ни в повседневно-бытовом, ни в профессионально-деловом общении невозможно.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: сиюсекундный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Поэтому разговор о противостоянии
речевой агрессии надо начинать с азов позитивного общения.
Рефлексивный контроль
речевой агрессии предполагает элемент творчества в анализе и оценке своего и чужого поведения.
Для этого продумываем коммуникативные стратегии, подбираем слова и выражения, которые позволят избежать
речевой агрессии или достойно отразить словесный удар в аналогичных случаях.
Речевая агрессия либо реакция обиды нередко видятся нам как единственно возможные способы реагирования на любой негатив.
Рассмотрим основные стратегии и приёмы предупреждения, сдерживания и устранения
речевой агрессии в конкретных обстоятельствах.
В зависимости от конкретных обстоятельств игнорировать
речевую агрессию можно по-разному.
Амортизация– особый способ свёртывания
речевой агрессии, также основанный на отрицательном подкреплении, которое опирается здесь на закон инерции, применимый не только к физическим телам, но и к биологическим системам.
Такая тактика может рассматриваться как оборонительная, защитная, но никак не устраняющая
речевую агрессию.
По некоторым данным, современный дошкольник в коллективе сверстников принимает участие в 7–11 актах
речевой агрессии в час: обзывательствах, дразнилках, злых шутках.
Примеров – масса, вывод – один: кандидата на роль жертвы
речевой агрессии часто встречают именно «по одёжке».
Многие известные способы устранения или сглаживания
речевой агрессии основаны на так называемом отрицательном подкреплении – психологическом механизме, основу которого составляют событие, действие, стимул, способные изменить или вовсе прекратить нежелательное поведение.
Итак, игнорирование, переключение внимания и амортизация позволяют предотвратить или устранить
речевую агрессию в тех ситуациях, где её проявления не наносят ощутимого психологического и коммуникативного вреда, а поведение агрессора в той или иной степени поддаётся локализации и контролю.
Сначала
речевая агрессия, направленная на себя или на других, нейтрализуется в её описании иронией и самоиронией, затем переходит на уровень решения проблемы.
Если в теории речевых актов речь анализируется как форма действия или в связи с действием, то, очевидно,
речевую агрессию наряду с физической следует рассматривать как насильственный акт.
Иначе дело обстоит, например, с лишённой какой-либо иронии
речевой агрессией в отношении иммигрантов.
В I и II частях книги даны ответы на вопросы: почему люди становятся словесными агрессорами или, напротив, жертвами речевого нападения? какие личностные качества позволяют достойно реагировать на агрессивные высказывания, как выработать у себя эти качества? как эффективно противостоять
речевой агрессии, сохраняя при этом собственное достоинство и не опускаясь до уровня обидчика?