Таким образом, влияние церкви на семейный быт сильнейшим образом содействовало переходу населения от старых форм
родового быта к новым, гражданским.
Принципы эти в общем не новы и не выходят за рамки традиционных представлений о вассально-иерархических отношениях между представителями княжеской династии в условиях
родового быта.
Родовой быт условливал общую, нераздельную собственность, и, наоборот, общность, нераздельность собственности служила самою крепкою связью для членов рода, выделение условливало необходимо и расторжение родовой связи.
Тем не менее
родовой быт по-прежнему пронизывал всю общественную жизнь германцев.
Большая часть семитского племени в ту отдалённую эпоху жила ещё в условиях простейшего
родового быта.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: бочечный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Распадению
родового быта больше всего способствовала необходимость переселения под напором врагов.
Неудовлетворительность подобных объяснений слишком била в глаза, и «теория
родового быта» уступала место другим гипотезам, – «вотчинной», «общинной», «задружной» и т. п., ценность которых, однако, отнюдь не была выше первой.
Бок о бок с писателями, утверждающими, что родовое устройство есть особенность кочевых племён и что ему чуждо поэтому всякое понятие о праве частной или общинной собственности на землю, попадаются и такие, которые думают, что
родовой быт может быть продолжен и в эпоху перехода постоянной оседлости; отдельные семьи, обособившись от общего ствола, расчищают каждая больший или меньший участок земли из-под леса, кустарника и болота и, в силу приложения своего индивидуального труда к его обработке, приобретают на него права частной собственности.
У народа, в простоте
родового быта живущего, раб не имеет слишком большого различия от членов семьи, он бывает также младшим членом её, малым, юным; степень его повиновения и обязанностей к главе семьи одинакова со степенью повиновения и обязанностей младших членов к родоначальнику.
Оно не отрицает собой ни факта широкого распространения
родового быта, ни возможности открыть в этом быте пережитки более ранней стадии развития – матриархата или зародыши более поздних форм общежития – общинной и феодальной.
Можно положить, что чур и род – одно и то же; можно думать также, что с упадком
родового быта и с усилением христианства на счёт язычества чур, или род, перешёл в домового.
Этомуже завоеванию, этому столкновению с чуждым началом северные племена были обязаны, по всей вероятности, и относительно большей степенью общественного развития или по крайней мере стремления к нему: после изгнания варягов они не хотят возвратиться к разрозненному
родовому быту и, не видя выхода из него при эгоизме родов, соглашаются призвать власть извне, призывают князя из чужого рода.
Первое возражение против школы
родового быта принадлежало славянофилам.
Нам кажется, что отрицатели и порицатели
родового быта ведут спор собственно о словах.
Таким образом, нам кажется, что отрицатели и порицатели
родового быта ведут спор только о словах.
Если б эти узы были только семейные, как должно называть их по уверению отрицателей
родового быта, тогда не о чем было бы и толковать.
Двор именно был средою
родового быта, выразителем родового устройства жизни, был экономическим, хозяйственным типом рода.
Итак, на основании всех вышеприведённых соображений мы не будем отрицать существования
родового быта у восточных славян накануне объединения их под властью князей.
Отсюда возникает понятие о собственности семейной, понятие, вызвавшее окончательную гибель
родового быта.
Все эти возражения уничтожили стройную систему
родового быта, но не создали какой-либо новой исторической схемы.
Родовой быт действительно исключал возможность личного владения.
Вот почему и древний наш быт очень основательно называется
родовым бытом.
Мы пользуемся таким уподоблением, предполагая яснее и нагляднее представить отношение так называемого
родового быта к быту так называемому общинному.
Но когда пред нами явление совершенно противоположное, когда не только общество, а даже семья построена под влиянием общинного начала, как можем мы тут найти
родовой быт?
Действительно была – и двор, этот неизбежный сосуд
родового быта своею внешнею стороною, тою стороною, что он есть собственность или часть общей земской собственности, является единицею общинного быта.
Во-первых, оно исходит из чисто схематического представления о роде как субъекте права собственности, представления выработанного главным образом при наблюдениях над переживаниями
родового быта у греков и римлян.
Адаты поддерживали такие уродливые пережитки
родового быта, как кровная месть, выдача замуж малолетних, многожёнство, оскорбление женщин и т. д.
Все эти племена жили
родовым бытом и сохраняли все обычаи этого быта: отдельный человек подчинялся порядкам своего рода, а целый род покровительствовал каждому своему родичу, причём за обиду его полагалась кровавая месть целым же родом.
Родовой быт славян отразился в верховьях в щура – далёкого предка и в пиршествах – тризнах в память умерших.
Забелин так объяснил сущность
родового быта.
На вопрос о человеке я ответил тоже в двух статьях, где после тщательного изучения богатой современной литературы о сложных учреждениях
родового быта, в которых не могли разобраться первые путешественники и миссионеры, я описал эти учреждения у дикарей и так называемых варваров.
Они живут отдельными родами, каждый род под своим родоначальником; живут иные в городах, но это громкое слово «город» не должно смущать нас, возбуждать мысль о противоречии между существованием городов и особного
родового быта.
Школа
родового быта понимала этих «старцев градских» как родовладык, в силу своего физического старейшинства пользовавшихся властью.
Последний свои наблюдения над знаками обычного права у сохранивших
родовой быт современных ему вотяков, при котором изначальную отцовскую простую форму родового знака (метки) сыновья путём прибавления дополнительного элемента превращали в более сложный знак, перенёс на знаки первых русских монет.
Большой любит. и знаток литературы запад. народов. Положитесь на меня!
Родовой быт убит, говорю я вам.
Итак, господа,
родовому быту нанесён последний удар новой превосходной комедией.
Первоначальный
родовой быт может держаться во всей чистоте только при малочисленности народонаселения и обширности страны, когда каждый род может жить отдельно, не сталкиваясь с другими, когда и усобицы, возникающие в отдельном роде, легко погасают чрез удаление недовольных, притеснённых членов рода.
Последнее сказывалось у него в том, что, несмотря на отсутствие пристрастия к музыке, он считал своим долгом платить за уроки младшего брата, а неустанная забота о членах своей семьи напоминала прежний
родовой быт наших помещиков, когда, обнищав, они нередко ютились в крошечном доме своего дальнего родственника со всеми своими чадами и домочадцами.
Языческая религия восточных славян представлялась ему состоящей «во-первых, в поклонении стихийным божествам, во-вторых, в поклонении душам умерших, которое условливалось
родовым бытом и из которого преимущественно развилась вся славянская демонология».
То есть в местах глухих, где господствовал во всей силе
родовой быт, преимущественное значение имел культ предков.
Исходя из мысли, что отличительные черты истории каждого народа создаются его природой и его первоначальной обстановкой, они и обратили внимание на первоначальную форму русского общественного быта, которая, по их мнению, определялась началом
родового быта.
Если первое, славянофильское возражение явилось на почве соображений об общекультурной самостоятельности славянства, если второе выросло на почве изучения правовых институтов, то третье возражение школе
родового быта сделано, скорее всего, с точки зрения историко-экономической.
Под ударами критики родовое учение потеряло свою непреложность; стали говорить, что
родовой быт существовал лишь во времена глубокой древности, быть может, доисторические, а затем заменился общинным.
Поэтому получаемая через усиление юридического сознания новая общественная единица, род, есть не что иное, как государство; новое начало, сообщаемое жизни фикцией родства, есть начало государственное; при рассмотрении
родового быта историк присутствует при зарождении государства.
Славянофилы были люди
родового быта, типические русские помещики, крепкие земле.
Из них мы видим, что в период
родового быта покупка невест совершалась со всеми формальностями обыкновенной купли-продажи.
Однако большая часть монголов упорно предпочитала привычные формы
родового быта, а не жизнь военной орды.
При изображении нравов и обычаев славян вообще замечено уже было, что
родовой быт условливал между ними вражду, на которую так прямо указывают писатели иностранные, знавшие славян; наш летописец подтверждает их показания: как скоро, говорит он, племена начали владеть сами собою, то не стало у них правды, т. е. беспристрастного решения споров, не было у них устава, который бы все согласились исполнять, не было власти, которая бы принудила ослушников к исполнению принятого устава.
Таково объяснение происхождения государственного порядка по теории
родового быта.