Но до того было вполне благополучное устройство, в результате которого
российские мусульмане не представляли никаких внутренних опасностей для империи.
Многие
российские мусульмане критически относились к участию царского правительства в организации хаджа, но большинство в той или иной мере опиралось на эту инфраструктуру в своём паломничестве.
Развивалась и социально-политическая активность
российских мусульман.
Я доказываю, что это делалось не только и даже не столько ради контроля над
российскими мусульманами или слежки за ними в других странах, сколько в конечном счёте для того, чтобы поставить на службу государству феномен хаджа как массовой миграции и использовать его в роли механизма имперской интеграции и экспансии.
Русские консульские чиновники зачастую воспринимали эти письма буквально, как свидетельство того, что поддержка хаджа содействует укоренению в
российских мусульманах гордости за их статус российских подданных и укрепляет в них лояльность царю.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: протралить — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Царская охранка была убеждена, что «турецкие эмиссары» расхаживают по царским землям практически без ограничений, и
российским мусульманам постоянно казалось, что они должны доказывать свою преданность царю, а затем подтверждать её снова и снова.
Мотивы обращения к своему традиционному вероисповеданию
российских мусульман при самоидентификации на индивидуальном уровне совпадают с теми, что наблюдаются у православных русских.
Этот шаг, в свою очередь, усилил позиции местной исламской элиты как опоры ислама для
российских мусульман.
Я не говорю уже о
российских мусульманах типа татар, казанских, астраханских и крымских, или башкир, среди которых тоже много радикалов.
Через эти каналы
российские мусульмане участвовали в делах и конфликтах своих единоверцев во всём исламском сообществе.
Тем не менее, существуют некоторые общие характеристики идентификационных процессов среди
российских мусульман в сопоставлении с теми, что типичны для православных русских.
Попытки воссоединения
российских мусульман приводили только к новым расколам и разделениям.
При этом
российские мусульмане хотят участвовать в делах мусульман всего мира, чувствуя себя сопричастными процессам, имеющим место в мировой умме, стремясь к консолидации российских организаций, обеспечению адекватного представительства мусульман во властных структурах государства в местах их компактного проживания.
Воздействие религиозного фактора на идентификационные процессы среди
российских мусульман подтверждает справедливость мнения о том, что нация по своей природе «ни естественна, ни примордиальна», она есть результат «интеллектуальной и политической деятельности одновременно элит и масс».
Оно вербует также
российских мусульман.
Я думаю, под ней подпишутся и
российские мусульмане.
Это означает, что у
российских мусульман есть возможность начать с нуля процесс не возрождения сомнительных с точки зрения шариата вакфов, а создания новых, отвечающих вызовам XXI столетия, одним из которых является потребность в финансировании малого и среднего бизнеса, принадлежащего мусульманам.
Таким образом, изучение истории
российских мусульман, кавказских горцев и, в частности, чеченцев проводилось отечественными и зарубежными исследователями с давних времён по теоретическим и конкретно – историческим вопросам, с привлечением обширного архивного и библиографического материала.
Немалую долю
российских мусульман составляют казахи, узбеки, азербайджанцы, киргизы, туркмены, таджики.
Российские мусульмане любят в этой связи сетовать на активность определённых политических и корпоративных страт и групп, которые выступают против развития отношений с исламским миром.
География расселения
российских мусульман.
Ощущение общих корней и общих интересов у
российских мусульман сказалось на формулировании некоторыми мусульманскими политиками требования введения категории «мусульманин» (или «конфессиональная принадлежность») вместо категории «этническая принадлежность» или наряду с ней.
Однако ключевая проблема не в них, а в том, что такой лоббистской структуры нет у
российских мусульман.
Мотивы обращения к своему традиционному вероисповеданию
российских мусульман при самоидентификации на индивидуальном уровне совпадают с теми, что у православных русских.
Благодаря «Тарджеману» члены российской уммы получили представление о единстве языка, истории и культуры для подавляющего большинства
российских мусульман.
По его словам, угрозу раскола в рядах
российских мусульман создаёт деятельность западных экстремистских движений.
Наша страна сама по себе является органичной частью этого мира: ведь
российские мусульмане – это около 20 миллионов наших граждан.
Сегодня же для нас важнее понять, осознают ли
российские мусульмане свои интересы и как реализацию этих интересов направить на благо нашей страны.
Самое серьёзное противоречие существования
российских мусульман – это то, что для них одна легитимная правовая система (государственная) почти что исключает другую, шариатскую.
Вдумаемся в этот поистине исторического масштаба факт: миллионы
российских мусульман, которые, согласно исламскому вероучению, являются, как и все остальные мусульмане, неотъемлемой частью всемирной мусульманской уммы, благодаря активному содействию своего государства влились в неё и формально!
Однако эти протестные организации, использующие идеи радикального ислама для достижения социальной справедливости либо как способ преодоления личных идейно-психологических фрустраций, могут оказаться привлекательным для определённой части
российских мусульман, прежде всего для молодёжи.
Для значительного числа так называемых практикующих
российских мусульман приверженность исламу ограничивается пятикратным намазом, посещением пятничной проповеди в мечетях, постом и – в случае наличия свободных средств – совершением хаджа.
Высокая степень общественно-политической консолидации
российских мусульман, проявившаяся в первые месяцы революции, объясняется их чётким осознанием себя как единой религиозной общины с общими проблемами и нуждами.
Скорее всего, всё это можно отнести и к
российским мусульманам.
Попытки проповедников «чистоты» ислама насадить среди местного населения иные идеологические формы ислама, сложившиеся в других культурно-исторических условиях, вызывают зачастую отторжение у
российских мусульман.
Прежде чем рассмотреть один из таких примеров – татарский, отметим некоторые общие характеристики идентификационных процессов среди
российских мусульман в сопоставлении с теми, что типичны для православных русских.
Социальный потенциал
российских мусульман – особое явление в российской истории, со своими внутренними законами развития, структурой, взаимосвязями, формами – заметно проявил себя в 1917–1918 годах.
Увы,
российские мусульмане являют собой наглядный пример этой печальной и столь свойственной для наших времён картины.
Оно гарантировало более спокойные условия для устройства духовной жизни миллионов
российских мусульман, трудившихся для укрепления империи.
Более того,
российские мусульмане могли обращаться к своим собственным авторитетам – исламской элите, уполномоченной государством, – чтобы разрешать сложные религиозные вопросы, контролировать назначения на должности в мечетях и школах, оценивать споры на основе исламского права и выпускать по ним правовые решения (фетвы).
Императивы лидера
российских мусульман требуют противопоставить «идеологическое, а в случае реальной угрозы безопасности личности, семье, Родине – и физическое противодействие» ультралиберализму, который сегодня нападает на традиционные ценности россиян с «присущим ему индивидуализмом, эгоцентризмом, гедонизмом, ориентацией на материальный мир, проповедничество стяжательства и обогащение во имя личных целей, стиранием культурного разнообразия, унификацией человечества, наконец, кризисом духовности».
Очевидно, что
российские мусульмане также имеют свои интересы, выразителями которых наряду с государством являются российские исламские организации.
Большинство
российских мусульман придерживаются норм ханафитского мазхаба (правовой школы) и являются суннитами.
Несмотря на пробуждение интереса к религии в среде
российских мусульман, в их исламском самосознании до сих пор причём зачастую не по их вине наблюдаются серьёзные бреши и незнание многих важных положений исламского вероучения.
Тем не менее голос
российских мусульман был достаточно громко слышен в российском парламенте предреволюционной поры.
Высшее исламское образование в 1990-е годы молодые
российские мусульмане могли получить только лишь за рубежом.
Однако высшее исламское образование в 1990-е годы молодые
российские мусульмане могли получить только лишь за рубежом.
Уверен, что абсолютное большинство
российских мусульман хотят спокойно и достойно жить в родном государстве, иметь гарантированную возможность ходить в тот храм, в который они желают ходить, иметь право говорить и читать на родном языке, соблюдать обычаи своих предков.
Несмотря на предпринимавшиеся усилия, не смогла переубедить в превосходстве своей веры
российских мусульман.
На самом деле эти две проблемы, как и все прочие, вытекают из другой, более значимой: финансовой несамостоятельности
российских мусульман.