Весна 1921 г. оказалась моментом наивысшего подъёма массированного вооружённого протеста
российского крестьянства.
Проблема
российского крестьянства оставалась главным источником отставания страны и косвенной причиной революционных взрывов, которые периодически сотрясали общество вплоть до 1917 года.
Судьба
российского крестьянства – это одна из болезненных тем новейшей истории.
Современные дискуссии о благосостоянии
российского крестьянства рубежа XIX–XX веков отчасти являются следствием различий двух взглядов на прошлое: с высоты мёртвой статистики и сквозь призму живой, человеческой истории.
Емкий русский рынок рабочей силы в этом отношении для многих был выходом из создавшегося положения, тем более что финляндцы, по крайней мере до реформы 1861 г., были более свободной категорией рабочей силы, нежели закрепощённое
российское крестьянство.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: потирание — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Вместе с тем заразившая
российское крестьянство эпидемия растаскивания и присвоения господского добра на локотских землях возымела некоторую специфику: крестьяне не разграбляли романовский дворец, а скорее были движимы желанием сохранить его ценности, не дать им пропасть бесследно, быть уничтоженными.
Последующее обращение исследователей к изучению социально-психологических особенностей
российского крестьянства на разных этапах исторического развития российского общества и государства позволило выявить как базовые, устойчивые их характеристики, которые с полным правом можно отнести к особенностям российского менталитета (Журавлёв, Кольцова, 2018; Историогенез…, 2016; Кольцова, Синякина, 2018; и др.), так и закономерности их динамики в условиях радикальных социально-экономических изменений (Позняков, 1997; Позняков, Журавлёв, 1992; Шорохова, 1999; и др.).
Несмотря на тяжёлые изломы коллективизации, возрождалось и вставало на ноги
российское крестьянство.
Можно долго спорить, справедливо или нет нынешнее нищенское положение
российского крестьянства, до нитки обираемого выкупными платежами.
Российскому крестьянству всегда жилось тяжело – и после отмены крепостного права в 1861 году жизнь крестьян легче не стала.
Такая постановка вопроса морально оправдывала те политические приёмы, которые употребляло русское правительство в целях подведения казаков под условия
российского крестьянства.
Российское крестьянство, составляющее большинство населения страны, как мы уже отмечали, жестоко эксплуатировалось землевладельцами, работало в трудных климатических условиях, жило в нищете.
Царизм не мог простить
российскому крестьянству вырванную им отмену с 1907 г. выкупных платежей, вызвавшую понижение казённого налога на надельную землю на 64 млн. руб.
Иными словами, товарность производства
российского крестьянства стала «менее капиталистической», менее рыночной, как сказали бы сегодня.
Изучение данной темы позволяет познать природу
российского крестьянства как большой социальной группы, выявить его интересы и настроения, отношения крестьянства с другими социальными группами и слоями российского общества, определить пути привлечения крестьян к решению государственных задач.
Внимание многих современных историков сосредоточено на исследовании ранее неизвестных материалов по повстанческому движению
российского крестьянства.
Завершают сборник обзор и реферат, в которых показано, что история
российского крестьянства – объект традиционно пристального внимания исследователей – обогащается новым видением многих её аспектов.
Вот это уже настоящее
российское крестьянство, на мой взгляд по крайней мере.
Поэтому первостепенной задачей в историческом развитии русской конституции и государственности он видел обеспечение конституционными благами народных масс, и прежде всего многомиллионного
российского крестьянства, оставшегося за рамками жалованных грамот.
При этом следует отметить, что призыв обратиться к нравам и традициям исходил от представителей образованной части российского общества, но содержательно подразумевал ориентацию не на высшие сословия, а на традиции, сохранившиеся в среде
российского крестьянства.
Для
российского крестьянства привычной являлась идеализация «правды» (в понимании справедливости), всеобщего равенства, неразвитость идеала свободы.
Так, через литературу, я, городской житель по рождению и служивый человек по своей многолетней армейской судьбе, подошёл к осознанию трагедии, совершившейся с
российским крестьянством в советское время.
Марксистские установки о построении бесклассовой общественной организации, ликвидации социального неравенства отвечали вековым ожиданиям устройства справедливого и гуманного общества, соответствующего пониманию правдыисвободы в ментальности
российского крестьянства.
Его пример интересен, поскольку такое примитивно-комичное миропонимание достаточно ярко подчёркивает суть нашей мысли, правомерной в отношении не только провинциального
российского крестьянства, но и других слоёв.
О трагедии
российского крестьянства при большевиках имеется множество документальных публикаций, исторических исследований, публицистических и художественных произведений.
Примерно с этого же времени – последней трети XVIII столетия – отечественные мыслители начинают не только задумываться о положении
российского крестьянства, но и специально, в том числе научно, рассуждать.
Впрочем, не буду пугать слишком подробным экскурсом в историю своего рода, состоявшего из
российского крестьянства, благополучно раскулаченного в своё время.
Дальнейшая судьба
российского крестьянства связана с решением продовольственной, сырьевой и других глобальных проблем в современном мире.
Выступления же
российского крестьянства как «третьей силы» изучались мало и крайне тенденциозно.
Однако прочтём же воспоминания, как жили забайкальские казаки (вольные люди, никогда не знавшие помещичьего гнёта) – причём автор принадлежал к зажиточной семье, то есть подавляющая часть
российского крестьянства жила намного беднее.
Заявленную тему
российского крестьянства я буду излагать, как свои воспоминания из личной крестьянской и деревенской жизни, а также излагать свидетельства моих деревенских земляков и моих родственников о крестьянской жизни.
Однако политическое руководство, ослеплённое идеологией классовой борьбы, якобы нарастающей по мере строительства социализма, избрало путь разрушения старого мира «до основания», искоренив «кулачество», золотой фонд
российского крестьянства.