Постоянными персонажами
русских былин являются амазонки – поляницы.
В. В. Стасов в своём труде о происхождении
русских былин совершенно разрушил эту теорию.
Но особенно интересным мне кажется то, что для
русских былин совершенно обыден и привычен образ поленицы – женщины-богатырши, которая не уступает мужикам-богатырям.
По стилю духовные стихи напоминают
русские былины, а по содержанию в основном пересказывают тот или иной библейский сюжет.
Истории изучения
русских былин будет посвящена первая часть настоящей книги.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: завяленный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Найденные учёными черты древнего быта и миропонимания расскажут нам о возрасте
русских былин.
Картина – величественное, эпическое полотно, погружающее нас в атмосферу
русских былин.
На картине изображены главные герои
русских былин.
Впрочем, ему, думается, это уже безразлично, зато муромцы получили «наглядное доказательство» того, что главный богатырь
русских былин был их земляком, а муромские власти, светские и духовные, – неплохой источник дохода, как от паломников, так и от обычных туристов.
Как говорят
русские былины: богатый хвастается золотой казной, дурак – молодой женой, а умный – старой матушкой.
Я бы все основные
русские былины включил в школьную программу.
Законченная стихотворная форма
русских былин представляет собой результат длительной эволюции.
Поразительно как естественно смыкаются
русские былины с летописями, события героического эпоса с событиями историческими.
За пять лет работы в библиотеке ей не встретился ни один подросток, знающий наизусть
русскую былину или сказку.
Что я несу? Где вообще я этого набрался? Подвиги ратные? Я же не в
русскую былину попал, а в нормальное фэнтезийное средневековье.
На самом деле,
русские былины куда глубже и содержательнее, чем сегодня считается.
Пение
русских былин когда-то сопровождалось аккомпанементом на русском национальном инструменте – гуслях.
Русские былины обладают столь определённой метрической структурой, что даже малоискушенный слушатель сразу узнает былину по её стиху, хотя сам по себе этот признак и не является ещё решающим.
Для наших целей достаточно установить, что этот стих – неотъемлемое свойство
русских былин и что он полностью гармонирует с содержанием песен.
Не очень высокого роста, но весьма крепкого телосложения с сильно развитой мускулатурой на руках и ногах, он больше походил на героя старинных
русских былин – на великого богатыря, не знающего поражений.
И это заставляет нас по-новому посмотреть на идеи «богатырского» цикла
русских былин.
Кроме того, следует обратить внимание на то, что сюжеты
русских былин пересекаются с сюжетами иранских и индийских сказаний.
Первый – русоволосый, светлоглазый, широколицый – вызывал в памяти
русские былины.
Шахерезада, злые духи, персидская роскошь, гаремы – всё это было перемешано с мотивами
русских былин, итогом стало то, что один литературовед назвал «гармонической связью национальных и ориентальных традиций».
Само название напоминает о древних
русских былинах с героями-богатырями, мастерами на все руки.
Однако вместе со смягчением народных нравов такое же смягчение можно заметить и в народном эпосе, поэтому этот смягчительный процесс надо непременно допустить в истории
русских былин.
– Доподлинно неизвестно, потому что многие
русские былины имеют иносказательный смысл.
Греческий дифтонг редактор
русских былин.
Романовские историки внедрили его в умы людей XVII–XIX веков, истолковывая и пересказывая
русские былины в искажённом «простоватом» ключе.
Сегодня отношение историков к
русским былинам сдержанное.
В связи с вышеизложенным автор данной статьи полагает, что и он, и уважаемый читатель, разделяют мнение о том, что «мы до сих пор так и не сумели понять истинного значения слова «богатырь», которое имели в виду составители
русских былин».
Этакий красавец славянин с выразительными серыми глазами, словно из
русских былин пришедший.
Предпринимались и у нас неоднократные попытки придать своду
русских былин композиционную цельность и единство сюжетного повествования.
Создание народа –
русские былины должны быть возвращены народу в художественно целостном виде…
Поэтому главным обидчиком и негодяем в
русских былинах стал именно татарин.
А то я думал, он прямо как в старых
русских былинах, с криком и ги́каньем побежит вперёд.
Ну, разве можно
русские былины – с их протягновенным ритмом, с их долгим дыханием, объемлющим всю долготу русских немеряных пространств – сравнить со светской поэзией?
Очевидно, что «троянская война» была самым масштабным событием той эпохи и, как всякая война, стала основой эпосов и былин, как скандинавский эпос складывался скальдами после походов викингов, а
русские былины появлялись после войн с хазарами.
К тому же богатырь – литературный герой, главное действующее лицо
русских былин.
Это известно ещё со времён
русских былин.
Позже в
русских былинах образ кота несколько смягчился: он перестал быть людоедом, однако обладал голосом, слышным за семь вёрст, и мог заговорить-замурлыкать кого угодно, напустив на него заколдованный сон, неотличимый от смерти.
Но сохранились
русские былины и сказки о храбрых богатырях, и в них великаны прославляются как великие герои и защитники человечества, обладающие высокой нравственностью, сердцами вселенской справедливости и чести, поддерживающие мир и порядок на земле.
На их лицах – печать иных знаний, в глазах печаль и умиротворённость… но не наша умиротворённость, не земная, привычная, какую можно встретить в глазах благопристойно пожившего старца или древней сказительницы
русских былин в окружении малых детей, а совсем особенная, поистине запредельная.
Общий их источник – эпический стих
русских былин, исторических песен, духовных стихов, в меньшей степени – стих лирических песен.
Абстрагирующая сила этого типа сознания настолько велика, что оно в своём восприятии и оценке элементов «чужого» мира свободно снимает любые их различительные признаки и, преодолевая время и пространство, не останавливается и перед такими фундаментальными различиями, как национально-языковые и территориально-этнические (ср., например, в
русских былинах отождествления-объединения типа «темна орда – проклята литва»)и др. под.
Так же как в
русских былинах отражается противостояние жителей лесов, земледельцев со степью.
Для того, чтобы пробудить у карел смутное воспоминание об этом полуслепом, неуклюжем и архаичном персонаже, понадобился мерный сказ
русской былины.
Неслучайно в
русских былинах рассказ о богатырях начинался с восхваления их земледельческой работы; связь с матерью-землей была обязательным условием богатырской доблести.
Ещё несколько примеров поразительного человеколюбия
русских былин.
И потому, встретив застенчивого неотёсанного и в то же время красивого, словно сошедшего с иллюстрации
русских былин, молодого богатыря, она просто не могла ни испытать на нём свои чары.