Так же давно, как и семейные и общественные обряды русских, в оте чественной этнографии фиксируются и рассматриваются характерные для семейной и общественной жизни
русских крестьян конфликты и конфликтные ситуации.
К концу XV века
русские крестьяне составили здесь большинство населения, а местная земельная знать полностью слилась с новгородской.
Наши
русские крестьяне живут в темноте и нужде, а вотяки и того хуже.
Правда, родной быт латышей и эстонцев дальше стоял от лагерного быта, чем быт
русского крестьянина, и им было труднее.
Изба
русского крестьянина почти без изменений дошла до XVIII и даже XIX века.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: овиться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Такой короткий сельскохозяйственный цикл отложил отпечаток на характер
русского крестьянина.
Традиционными орудиями труда
русского крестьянина оставались соха, борона и серп.
Мы не можем точно сказать, чем было вызвано массовое переселение
русских крестьян на северо-восток – мирным проникновением этих варваров или военными набегами кипчаков.
Анархия – вековая мечта
русского крестьянина, когда от него никто ничего не требует, к тому же можно творить что угодно, и за это ничего не будет.
Философов убеждал коллег, что идея равенства укоренена в сознании
русского крестьянина.
Нет, друзья мои, я знаю
русских крестьян, я живал, говаривал с ними, просиживал вечера в их беседах, в их хороводах, слыхал многое, что западало мне в душу и оставалось в памяти.
Но и изба
русского крестьянина строится как образ мироздания.
Русские крестьяне всегда много трудились.
Поляки, литовцы, беглые
русские крестьяне, запорожские казаки, татары, попы православные, польские священники, или ксендзы, всё это гуляло и браталось с донскими казаками, играло в зернь, шумело, пело песни, ссорилось и мирилось.
Столетиями
русский крестьянин для выполнения земледельческих работ (с учётом запрета на труд по воскресеньям) располагал примерно 130 сутками в год.
Безумные затеи с устройством на отнятых у
русских крестьян землях богатых и благоустроенных еврейских колоний и многоземельных еврейских территорий – среди малоземельного крестьянства – только подливают масло в этот бушующий огонь.
Все эти описания я опускаю, ограничиваясь исключительно хозяйством
русских крестьян.
Только твёрдая дисциплина, привычка к повиновению своим начальникам и врождённый фатализм
русского крестьянина заставляли его исправно выполнять свой воинский долг, несмотря на то что мысленно он при всех обстоятельствах оставался в своей деревне.
Вспомним, что и кремнёвые находки эпохи каменного века
русские крестьяне ещё в XIX веке называли «громовыми стрелами» и использовали для лечения и колдовства.
Миллионы
русских крестьян и рабочих продолжали гнить в окопах и умирать в кровопролитной войне с непонятными целями.
Именно с этих пор
русские крестьяне становятся живым товаром, которым торгуют на рынках.
Однако
русские крестьяне имели два важных преимущества – гораздо больше земли и различных угодий на душу сельского населения, а также определённую социальную защищённость в форме крестьянской общины.
Поначалу на строительство добровольно-принудительно согнали 30 тысяч
русских крестьян.
Вилланы, по сравнению с сервами, находились в лучшем положении, которое в какой-то мере напоминает положение
русских крестьян в настоящее время.
Упаси бог его отправиться в эту угрюмую страну, где, говорят,
русский крестьянин пьёт медовуху в обнимку с бурым медведем.
Для вашего удобства мы пакуем замечательную русскую народную пищу, которой со времён всемирного потопа крепостные
русские крестьяне кормили своих верблюдов и ишаков, в пакеты малого веса.
Поэтому оно не только сохранило крепостное право в польских землях и обосновало необходимость этого, но даже ужесточило его по сравнению с тем, каким оно было в отношении
русских крестьян.
Мышление
русских крестьян было конкретно-действенным и в то же время образным, мифопоэтическим.
Когда-то словом "бахилы"
русские крестьяне называли рабочие сапоги, да и вообще всякую обувь пригодную только для работы, но не для прогулок.
Русские крестьяне создавали общины, помогавшие слабым и ограничившие эгоизм сильных – это было гражданское коллективистское сообщество.
Оба они были гонимы уполномоченными, оба сменили множество приходов и оба познали глубинную жизнь простых
русских крестьян.
До него образы
русских крестьян преподносились в русской литературе в основном в комико-сатирическом виде, как персонажи комедий, иронически-комических поэм и комических опер.
А спрашивать, почему оно так хочет, нелепо, ибо хотение есть акт воли, а синонимом слова «воля» является слово «свобода» (например, «в 1861 году
русским крестьянам дали волю»), свобода же есть отсутствие внешней обусловленности, по-другому беспричинность, а как можно задавать вопрос, в чём причина беспричинности?
Бунт не будет в русских условиях «бессмысленным и беспощадным», так как в душе
русского крестьянина существует исторически выработанный, ставший общенародным культурным инстинктом социалистический идеал «жизни миром».
Русские крестьяне считали, что по ветру распространяются эпидемии и болезни, отсюда и старинная заговорная формула: «С ветра пришло – на ветер поди».
Отсюда, если оставаться в привычной объяснительной парадигме, недолго прийти к заключению, что, по представлениям
русских крестьян позапрошлого века, жена была сродни этой самой нечистой силе.
Пока
русские крестьяне находились в крепостном состоянии, они сознавали, что помещики, как бы плохи они ни были, охраняли их от нажима власти.
Психология
русского крестьянина не исключает веселья, удали, даже хулиганства, но мне кажется, в основе своей она степенна, неспешна и консервативна, то есть противна всякому революционному модернизму, любому декадентскому умничанью.
И хотя отец у неё был православный
русский крестьянин, мать-вепска успела передать дочке то, что передала ей по наследству её мать.
Обычным
русским крестьянам хватало имени и отчества, у многих из них фамилии появлялись уже после 1861 года.
В этот план, не укладывается освобождение
русских крестьян от крепостной зависимости.
Ведь если «по правде», то неграмотный
русский крестьянин «от сохи» вне декораций практически абсолютной грамотности был бы попросту раздавлен в той технологически сложной «мясорубке» периода 1941—1945 годов.
Неужели северного
русского крестьянина вела примитивная алчность, жажда наживы?
Когда смотришь в лица
русских крестьян, какими они сохранились на старых архивных фотографиях, первое, что бросается в глаза: следы тяжкого труда.
Труд на земле с молитвой делал
русского крестьянина кротким и терпеливым, привычным к тяжёлой работе ради пропитания себя и своих близких.
Американские наблюдатели, будь то либералы или консерваторы, работающие журналистами, дипломатами или учёными, все сходились во мнении о характере поведения
русских крестьян.
И я увидел
русских крестьян.
Только прибегая периодически к дополнительному возделыванию земли с помощью перелога или подсеки, то есть к коллективной расчистке леса, подъёму целины, создавая «излишние» временные пашни,
русский крестьянин более или менее сводил концы с концами.
За 21-25 рабочих дней
русский крестьянин должен был сделать то, что при благоприятных условиях западноевропейский крестьянин делал за 40 дней.