И напротив, таким же ненормальным представляется положение, когда, к примеру, прокурор не может добиться по суду от собственника сноса
самовольной постройки, которая угрожает жизни и здоровью граждан, лишь по той причине, что пропущен трёхлетний срок исковой давности.
Ограничения, установленные настоящим пунктом, не распространяются на собственников объектов недвижимости, не являющихся
самовольными постройками и расположенных на относящихся к государственной или муниципальной собственности земельных участках, при приобретении указанными собственниками этих земельных участков.
По смыслу названной нормы права, предпосылкой легализации
самовольной постройки является наличие у заявителя одного из указанных вещных прав на земельный участок (права собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования).
Таким образом, строение хотя и содержит в себе признаки
самовольной постройки, однако его возведение с позиции частного права не представляет собой деликт, а есть акт осуществления действительного и наличного гражданского права, наделяющего его обладателя возможностью использования земельного участка в качестве строительной площадки.
Решение проблемы на подзаконном уровне сопровождалось неоднозначными подходами к легализации
самовольных построек в сходных ситуациях.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: ожеребить — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Отдельные предпосылки для признания
самовольной постройки в качестве объекта гражданских прав встречаются в работах и ряда других авторов.
Следствием отсутствия единой системы учёта является также наличие большого количества неучтенных объектов, в том числе объектов
самовольной постройки и земельных участков, появившихся в результате самозахвата земель.
Острая необходимость в массовом строительстве объектов недвижимости различного назначения и отсутствие за последние два десятилетия единой концепции, определяющей развитие гражданского законодательства в строительной отрасли, привели к тому, что многие из таких объектов оказались созданными или изменёнными с нарушением закона и, в конечном итоге, попали под правовой режим
самовольных построек.
Помимо перечисленных гражданско-правовых последствий
самовольной постройки дома, законодательством были установлены и уголовно-правовые последствия таких действий.
При этом примечателен тот факт, что недопущение
самовольных построек, пристроек и самовольно переоборудованных строений в гражданский оборот происходило при помощи нотариусов.
Для преобразования беститульного владения
самовольной постройкой в титульное и, соответственно, для приобретения правомочий пользования и распоряжения самовольно возведённым строением, необходимо его легализовать, то есть зарегистрировать на него право собственности.
Кроме того, отсутствие правового титула, хотя и не позволяет
самовольной постройке участвовать в гражданском обороте, но не исключает её из числа вещей как объектов гражданского права, и в частности таких недвижимых вещей, как здание и сооружение.
Что касается действий по получению необходимых разрешений, то они не должны учитываться при придании
самовольной постройке легального статуса в силу своей неопределённости.
В случае
самовольной постройки арендатором каких-либо хозяйственных сооружений вы как владелец участка можете либо расторгнуть договор лизинга, не дожидаясь окончания срока аренды, либо стать собственником данного сооружения без возмещения затрат, понесённых арендатором, по причине его самоуправства.
Другим примером, уже из судебной практики, является самостоятельное изъятие органом местного самоуправления
самовольных построек до признания за ним права собственности на указанные постройки в судебном порядке.
Возникновение права собственности на
самовольную постройку поставлено в зависимость от права на земельный участок, но законодатель не делает акцент на том, что при строительстве должны быть исключены самовольные действия, не раскрывает их содержания.
Указанный подход позволил квалифицировать
самовольную постройку в качестве способа приобретения права собственности путём приращения имущества (inaedificalio).
Во-вторых, данное определение как ни какое другое позволяет рассматривать анализируемое явление сквозь призму градостроительного законодательства, регламентирующего строительную деятельность, что, к сожалению, не присуще российскому законодательству, где
самовольная постройка окончательно превращена в один из способов приобретения права собственности в обход существующего и установленного порядка строительства.
Следовательно, указанная постройка не включается в состав жилищного фонда и не имеет статуса жилого помещения, поэтому лицо, которое возвело
самовольную постройку, не может быть в ней зарегистрировано.
Следовательно, при подаче заявления о признании жилого помещения в установленном законом порядке
самовольной постройкой не требуется дополнительно заявлять требование о выселении граждан из жилых построек, подлежащих в дальнейшем сносу, поскольку решением суда о сносе самовольно возведённого строения не нарушаются права гражданина на проживание в указанном жилом помещении.
Столь длительное сохранение довольно простых, но предельно понятных норм о
самовольной постройке можно объяснять неразвитостью межевания и, соответственно наличием многочисленных споров о принадлежности земли22, слабым вовлечением её в гражданский оборот, отсутствием массового строительства объектов недвижимости.
Критерии «существенного» и «грубого» в законе не раскрывались, что открывало простор для усмотрения местных органов власти, которым поручалось решать вопросы привлечения правонарушителей к ответственности и судьбы
самовольных построек.
Снос
самовольной постройки допускался на основании решения суда, а если она располагалась на «межселенной территории», то – по решению органа местного самоуправления.
Указанная двойственность требует чёткой правовой регламентации, как минимизирующей возможность появления
самовольных построек, так и позволяющей легализовать те из них, которые подпадают под установленные законом условия.
Следует отметить, что такой чёткости в правовой основе
самовольной постройки как раз и не наблюдается.
Не для того же автор погоду через свою книгу налаживает, чтобы читатель его произведение раскрывал только тогда, когда небеса нахмурятся и начнут барабанить своим дождём по металлическим крышам
самовольных построек горожан над своими балконами.
– Убираются
самовольные постройки и так далее – короче, город живёт и развивается.
Вместо этого действие законоположения о неприменении исковой давности предлагалось распространить на требования о сносе
самовольной постройки, сохранение которой создаёт угрозу жизни и здоровью граждан либо возведённой на земельном участке, строительство на котором запрещено законом (ст. 208 в редакции законопроекта).
Самовольная постройка является вещью с присущими ей характеристиками, в противном случае на неё нельзя было бы при определённых условиях признать право собственности.
Изменились правила сноса
самовольной постройки.
Собственники объектов недвижимости, не являющихся
самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, за исключением случаев, предусмотренных в федеральном законе.
Признание
самовольной постройки в качестве объекта гражданских прав нашло своё отражение и в правоприменительной деятельности.
Тут только два варианта – либо снос
самовольной постройки, либо изъятие её в пользу собственника земельного участка.